Редакция

Никому не нужно?



Магаданское региональное отделение Союза писателей России ликвидируется



Отделение Союза писателей существовало в Магадане с 1 марта 1960 года, до 60-летнего юбилея оно не «дожило» всего несколько месяцев. Почему это произошло, и какие будут последствия, попытался разобраться «ВМ».

Финансовый вопрос

У магаданской писательской организации уже давно начались финансовые проблемы. Долги по коммуналке росли месяц за месяцем и в какой-то момент ситуация стала критической: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана отправил письмо на имя председателя организации Валерия Фатеева с требованием оплаты долгов. Как следует из письма, помещение организации было передано на безвозмездной основе на определенных условиях: оплаты коммунальных расходов, заключения договора на вывоз твердых бытовых отходов. В противном случае согласно этому договору, КУМИ может изъять помещение. Что, собственно, и произошло 30 августа 2019 года. Общая сумма долга со штрафами превысила 200 тысяч рублей.

Где взять деньги?

Уже постфактум организация попыталась собрать деньги для оплаты долгов, продав старые журналы, альманахи и даже мебель 50-х – 60-х годов (большой письменный стол, большое зеркало, шкафы для книг), которой пользовались все известные колымские писатели. Мебелью, вроде как, заинтересовался частный коллекционер и согласился выкупить ее за 80 тысяч рублей. Но остается еще приличная сумма, которую покрыть прямо сейчас очень сложно. Возникает вопрос: почему организация не озаботилась решением финансового вопроса раньше?

Федеральным законом не предусмотрено предоставление органами государственной власти субъектов РФ какой-либо выплаты на возмещение социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО) расходов по оплате коммунальных услуг, сообщили в правительстве Магаданской области. В то же время правительство Магаданской области может оказать финансовую поддержку на конкурсной основе Магаданскому региональному отделению Общероссийской общественной организации «Союз писателей России» на реализацию социально значимого проекта, в рамках социально значимых проектов возмещение социально ориентированным некоммерческим организациям расходов, связанных с коммунальными платежами, осуществляется правомерно (в объеме не более 25% от общей суммы запрашиваемых средств).

Более того, в 2015 году организация получала субсидию из областного бюджета на реализацию социально значимого проекта, в рамках которого оплачивала, в том числе, коммунальные услуги. В 2019 году заявка на конкурс субсидий от МРО ООО «Союз писателей России» подана не была.

Кроме того, существует множество грантов, которые некоммерческая организация довольно просто может получить. Но, очевидно, это никому не нужно.

Министерство культуры и мэрия Магадана также согласны помочь Союзу – предоставить бесплатные помещения для проведения встреч и мероприятий, но руководитель организации ответа чиновникам не дал, будто ему это не нужно.

Вопрос – ответ

И. о. руководителя организации Петр Цыбулькин рассказал «ВМ», что в Год литературы (2015) мэрия обе-щала отдать Союзу здание под литературный музей, но в итоге отдали его какой-то коммерческой организации.

– Почему вы не согласились на те помещения, которые предложили вам мэрия и министерство культуры?

– Литературный труд – это работа с писателями, чтобы было какое-нибудь помещение, куда мог прийти молодой автор, что-то принести, мы с ним обсудили бы это, поговорили. Чтобы там на полках стояли книги Куваева, Мифтахутдинова, других наших писателей, чтобы показать, что-то объяснить. А собраться мы можем и в кабаке побухать, извините уж. И такие люди руководят культурой! Они вообще ничего не представляют. Мы сейчас будем собираться в сквере 60-летия. Напишем мэру письмо, пусть выделит нам постоянное место на улице.

То есть проблема не в том, что собраться негде, а в том, чтобы работать с материалами. «Магаданка» равняет нас с Союзом художников, Союзом журналистов, но это совершенно разные вещи. И в библиотеках мы, несмотря на то, что сейчас и помещения нет, продолжаем работать. Литературный труд – это не встреча с читателями, и не тусовки всякие – это власть у нас так представляет.

А по поводу того, что предлагалось – мы попробовали, когда спасали архивы: я бесплатно возил их на своей машине с Сущанским в Пушкинскую библиотеку. Они сказали, что нам дадут подвал. У нас сроки были сжатые, нам нужно было отдавать помещение, его нужно было быстрее освобождать. В один день – пятницу – мы привезли что-то, сделали один рейс, а в субботу нам сказали привозить все в 9 часов, потому что позже у них начался санитарный день. В таком режиме нам и предоставляют помещение.

Казетов сказал, 28 аудитория (МЦК). Вот нам надо завтра помещение, допустим, в 11 часов, а оно занято. И что? Или вот основная литературная работа с писателями, с молодыми талантами, которая была в литературной студии «Завтрашний день». Она велась после 6 часов, потому что люди работают, и заканчивалась в 11-12 часов. Уже и в Управлении культуры неудобно было, потому что все это вставало под сигнализацию, а как вы представляете в библиотеке? Мы уже пробовали – пока соберешься, обсудишь какие-то новости (естественно, это такой процесс – не пришел же сразу рубанком строгать), потом творческий процесс обсуждения, бах, и 8 часов. Приходит сторожиха в библиотеке и говорит, что сейчас будет дверь закрывать, приходит через 20 минут и говорит, что сейчас свет выключит. Ну какая такая работа должна быть?

Проблемы не в помещении. Проблемы в отношении власти. Помещение – это последнее. Сейчас просто выгодно повернуть в этом отношении. А там проблем было много. Я выступил на заключении и облил своей критикой то, как весь этот Год литературы в Магадане прошел. Там покивали и все, но потом мне реакции передавали женщины, которые присутствовали: всем было стыдно. И то, что молодежную литературную студию закрыли, перестали финансировать.

Прошел ВЭФ. Он предполагает привлечение людей на Дальний Восток не только этими бесплатными гектарами, которые всего 30 человек взяли, и не только соотечественников приглашать из-за рубежа, которых всего 150 человек приехало в Магаданскую область. Нужно как-то рекламировать. Не репрессиями. А для чего писательская организация тогда? Для чего тратить деньги на создание каких-то комитетов по мероприятиям, если есть такая организация, и можно ей оказать какую-то поддержку.

О проблемах мы проводили открытое собрание в мае, пригласили на него губернатора, он перепоручил это своему заместителю, потому что у него не было времени, потом министр должен был прийти, он перепоручил это заместителю, и в результате получилось, что там была только Ампилогова.

Еще при Печеном мне предлагали возглавить эту писательскую организацию, но я отказывался, поскольку постоянно были долги и брать на себя это ярмо не очень хотелось. В результате дошло до того, что меня назначили и.о. и тогда уже я окунулся в эти дела и понял до конца всю эту проблему.

На общественных началах я съездил на писательский съезд, посмотрел, что многие работают на волонтерской основе. До этого организовал молодежную литературную мастерскую. У нас там есть талантливые авторы, я им помогаю. Но за это только нервы трачу. Меня друзья спрашивали, зачем, ведь я от этого ничего не имею. Хотел бросить, но, когда поехал на съезд и узнал, что люди также работают, я понял, что нужно таким образом, подпольно это все продолжать.

Если бы была какая-то поддержка со стороны власти, то, конечно, было бы это все активно. У нас есть и Куваевы, и Мифтахутдиновы молодые, только они уезжают, или просто их никто не замечает.

– Наталья Мифтахутдинова самостоятельно выпустила шикарный трехтомник…

– Ну да…

– Поэтому, если человек сильно хочет, он это делает.

– В смысле? Ну Мифтахутдинова, понимаете, там речь сначала стояла о том, чтобы выпросить деньги на «Территорию» Куваева. Но вы посмотрите в любом магазине на материке – там после съемок фильма кто ее только не опубликовывал. Ну да, шикарный трехтомник, я понимаю. Это Мифтахутдинов – это наши писатели. Я говорю о молодых, которым нужно помогать. И не зря есть такое изречение: «Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами». У нас пробиваются те, кто может пробиться. Власть работает с теми, кто к ним идет, там и пробиваются люди. А таланты сидят тихо где-то в каком-нибудь Сейм-чане или Омсукчане, Сусумане. Мы подавали и субсидию, и грант на эту тему, но он не прошел. Самое главное, предлагают работать по грантам, но я посмотрел, что система грантов – это не сделать, а себя преподнести, прорекламировать, не то, что твоя работа будет кому-то полезна.

Есть мнение

Председатель Магаданской областной общественной организации журналистов Союза журналистов России Павел ЖДАНОВ: «Не думаю, что потеря помещения – это такая большая проблема. Что-то же взамен предлагалось. И Союз художников, и Союз журналистов, и архитекторов, и другие союзы нашего региона существуют без административных офисов, хотя они не помешали бы никому. И все-таки всегда можно найти место, где собрать людей для обсуждения вопросов, или попросить какое-то помещение у министерства культуры для встреч. Например, легко можно собираться в зале Русского географического общества.

На отчетно-выборном собрании нашего союза весной мы тоже говорили, что неплохо было бы, если бы мы получили помещение для «Дома журналистов», разговаривали по этому вопросу с губернатором. Но мы не говорили о том, чтобы нам дали помещение, и оно легло на плечи бюджета. Мы готовы платить за него сами.

При этом, хочу отметить, что Союз писателей – НКО. Они могут получать какие-то гранты, выступать как филиал союза писателей России, заявлять о себе и позиционировать себя в каких-то проектах и т.д.

Поэтому я думаю, что случившееся – это в первую очередь проблема местного отделения союза писателей. Наверное, нужно было не доводить до этого состояния и решать каким-то образом этот вопрос. Встретиться с министром культуры, губернатором, поднять вопрос о том, что сложно будет выпускать альманах «Колымские просторы», который играет важную роль в культурной жизни территории. Может быть, перевести этот альманах в какой-то другой статус, чтобы продолжить его существование. У альманаха «На Севере Дальнем» несколько другой формат, и он не сможет выполнять функцию одного и другого издания.

Я думаю, что министерству культуры региона нужно подумать, каким образом сохранить этот альманах. Нужно какие-то деньги выделять и платить составителям и тем людям, которые занимаются редактурой и корректурой, а это большая и серьезная работа. Нет вопросов, которые нельзя решить».

Первый заместитель генерального директора издательского дома «Магаданская правда», журналист, автор повести «Оbearнись» Татьяна Хрипун: «Я считаю, что в таком виде, в каком Союз писателей последние годы существует в Магаданской области, он не нужен никому, и от его наличия или отсутствия лично мне, молодому автору, ни холодно, ни жарко. Объясню. Когда я стала писать, а после задумалась о выпуске своего труда, последняя инстанция, о которой я бы помыслила – это реготделение союза писателей России. Почему? Я не вижу деятельной заинтересованности писательской организации в работе с начинающими авторами, я вообще не знаю, что они делают и, главное, для кого. Да, выпускают альманах. Но кто его видел? Где его можно взять? Это ведь не задача моя или любого другого человека – искать специально этот альманах, это вопрос обыкновенной дистрибуции. Если нет заинтересованности продвигать свой продукт, то и обратной связи тоже не будет. Второе – практическая польза. Если бы союз был в состоянии помочь молодому автору выпустить произведение, привлечь средства спонсоров или помочь поучаствовать в конкурсе, получить грант – тогда да, я двумя руками за такое сотрудничество. Но, насколько я знаю, ни с кем такого взаимодействия у правления союза нет. Там наоборот какие-то распри, там в товарищах согласия нет. И я бы не прочь помочь деньгами, попросить спонсоров, к которым я никогда для себя не обращусь, а для хорошего общего дела – пожалуйста, чтобы некий союз существовал, но не в таком виде, как сейчас, эта помощь втуне пропадет, опять накопятся долги и все, кто помог, останутся в итоге в дураках.

Я бы очень хотела стать участником литературного клуба, гостиной или как угодно еще – прочесть чужой труд, поделиться собственными наработками, обсудить, пополемизировать, послушать лекцию кого-нибудь из профессионалов, пройти творческую лабораторию. Нынешние члены союза писателей способны организовать что-то подобное? Если да – здорово, пишите, звоните, я всегда приду на помощь. Если нет – о чем тогда говорить? И если лошадь, фигурально выражаясь, умерла, давайте с нее, наконец, слезем, похороним и найдем другую, полную сил, на которой все вместе поедем дальше».

Директор «Медиахолдинга «Вечерний Магадан» Наталья Мифтахутдинова: «Видит Всевышний, что до последнего не влезала в неинтересную мне тему (я говорю о распаде регионального союза писателей), вот максимально себя сдерживала и старалась не вступать в различные дискуссии. Пока… Пока представители данного союза не стали в прямом смысле устраивать некую торговлю памятью моего отца Альберта Мифтахутдинова, эдакие публичные пляски с бубнами на его костях.

Я понимаю, данное отделение столкнулось с финансовыми проблемами и, признаюсь честно, меня это мало волнует т. к. финансовые проблемы есть практически у каждого предприятия, включая и наше (газету). Но парировать в соцсетях, «кричать» направо и налево в различных интервью, что, мол, местные чиновники их вынуждают продавать мебель в организации, включая стол, за которым работал мой отец, дабы погасить долги, а они хотят его оставить, дабы о Мифтахутдинове сохранить память потомкам – это уже ни в какие ворота не лезет.

Удивляет и приведенный ими аргумент, что, мол, помещение им нужно оставить только потому, что у них есть все книги магаданских писателей. Шах и мат – такие же книги есть в каждой библиотеке и у меня дома, тогда предлагаю организовать союз писателей в моей квартире, и мне его возглавить на правах собственника жилья. Так получается?

Но больше всего возмутило меня и членов моей семьи, что бедные представители данного сообщества в течение многих лет единственные, подчеркиваю, единственные, кто помнит Мифтахутдинова и многое делает, дабы нынешние современники его не забывали. Вот здесь совсем уж перебор, как говорится, не переигрывайте.

Может это банально, но в моем понимании память о художниках в их картинах, о певцах – в их песнях, о писателях  – в их произведениях и книгах.

О каком сохранении памяти отца эта организация сейчас так громко заявляет? Что данной организацией было сделано с 1991 года (с того времени, когда умер мой отец) для сохранения памяти Альберта Валеевича? Признаюсь, долго семьей вспоминали… Но пришли к единому выводу, что ничего, совершенно ничего не было сделано. Хотя нет, было организовано этой организацией чаепитие на очередной юбилей отца в библиотеке Куваева, туда даже чиновники и казаки пришли, что тоже удивило, и на этом все.

А теперь о реальных делах, в 2017 году, к 80-летию со дня рождения моего отца, мы выпустили трехтомник Альберта Мифтахутдинова (куда вошли ранее изданные произведения, архивная переписка, фотографии и воспоминания о нем друзей и близких). Хотите знать кто это «МЫ»? Поясняю, его семья и единственное издательство в нашем регионе «Охотник» при поддержке правительства ЧАО. Участие местного союза писателей или его представителей… нет, не помню. Не было! Вот Жданова помню, он и был координатором проекта, он занимался от начала до конца: подбором материалов, расстановкой, проводил интервью, собирал друзей и родных, а в итоге провел презентацию и представил не разово, подчеркиваю, не разово, трехтомник в Москве на книжной ярмарке.

Но я и Жданов работали над трехтомником не вдвоем – Андрей Осипов, Алексей и Арсений Гариповы и другие члены команды «Охотника» – отдельное спасибо им за поддержку и прекрасную работу – трехтомник получился шикарным. За участие и моральную поддержку благодарность моим девочкам-коллегам: Виктории Драчковой, Елене Кухтиной, спасибо, что были рядом – Андрей Гришин, Александр Вяткин, Василий Авченко, и просто не давал поломаться, чтобы до конца довести дело моей жизни – Михаил Ярин. Вот, простите, но этих людей я помню, знаю и люблю. Другие товарищи, которые всячески пытались и продолжают это делать по сей день – прилеплять себя к памяти отца, в частности, к изданию трехтомника, кроме агрессии никаких чувств не вызывают.

Возможности ей принять участие в сохранении памяти отца, проявить себя максимально, представлялось очень много – от переиздания его произведений до организации памятной доски, к слову, в оформлении документов последней помогли представители мэрии и управления культуры, а в ее создании обещал помочь, будем его так называть, очень хороший человек (просил пока своего имени не озвучивать). И снова представителей союза писателей в данном проекте мы не наблюдаем.

Хочу в завершение от себя и от своей семьи добавить – вот вы с 1991 года ни разу об отце не вспоминали ничего, повторюсь, ничего не делали – вот, прошу, не нужно начинать. Перемешивая его имя и его память со своим нытьем и жадностью, прикрываясь не собой, а им – наблюдать это просто мерзко.

И раз уж заговорили об этой теме, отдельно хотелось бы обратиться к почитателям творчества отца… Вот смотрите, мне нравится Михаил Булгаков, я в «сотый» раз перечитываю его бесподобное произведение «Мастер и Маргарита»… Перечитываю и наслаждаюсь. Но при этом я не ищу его потомков, не прихожу к ним и не сижу, подолгу рассказывая им о своей любви к писателю. Огромная просьба, не нужно этого делать и в отношении меня или моей семьи. Нравится творчество моего отца – читайте, перечитывайте. Знали отца – в храме свечку поставьте за упокой. А вот звонить и уж тем более приходить, в частности, ко мне – не нужно».

Журналист, писатель (г. Владивосток) Василий Авченко: «Сегодня многие смешивают понятия «писатель» и «член союза писателей». Иногда это совпадает, иногда нет. Сами союзы писателей сегодня и в советское время – это две, как говорят в Одессе, большие разницы. В СССР членство в СП означало, что человек – профессиональный писатель, может зарабатывать литературой на жизнь, имеет право на «социальный пакет» – лечение, санатории, квартиры и т. д. Поэтому вступить в Союз писателей было сложно – нужно было доказать свою состоятельность как писателя. А пока не доказал – работать где-то еще, чтобы не угодить в тунеядцы. Сейчас все изменилось коренным образом. Литературой сегодня могут зарабатывать очень немногие, поэтому абсолютное большинство писателей работают там или тут, а пишут в свободное время, в порядке хобби. У кого-то выходит лучше, у кого-то хуже. Союзы писателей – всего лишь общественные организации, не имеющие никаких рычагов влияния, никаких преференций их члены не получают. Собственно, все, что они получают, – это «корочки». Наверное, этот документ способен удовлетворить чье-то тщеславие. Но наличие «корочек» вовсе не означает, что человек хорошо пишет. В результате во многих региональных союзах писателей окопались какие-то загадочные люди, часто не имеющие никакого отношения к литературе, никакому читателю не известные и не нужные, но почему-то считающие, что власти что-то им должны – помещение, гранты, еще какие-то материальные или нематериальные знаки внимания… Если честно, вообще не понимаю, для чего сегодня существуют эти организации. Если говорить обо мне, то я не вхожу ни в какой союз, что не мешает мне писать и публиковаться. Если бы входил – это обстоятельство не делало бы мои тексты лучше или хуже. Творческий процесс никак не связан с тем или иным союзом. Эти понятия параллельны, они никак не пересекаются: есть авторы, редакторы, издатели, книготорговцы и читатели, а есть союзы писателей, существующие непонятно для чего. Хороший автор не добивается ни бесплатного офиса, ни финансирования со стороны региональных администраций. Он, как правило, самостоятельно находит своего издателя и в конечном счете читателя, а членство или нечленство в союзе не играет никакой роли. Хотя, с другой стороны, многие хорошие писатели состоят в том или ином союзе. Ничего плохого в этом не вижу. Но убежден, что на их текстах и авторской реализованности это никак не отражается.

Наш земляк Василий Образцов: «По моему сугубо личному мнению Союз писателей нужен и имеет право на жизнь. И не только за его историю и знаменитые фамилии тех, кто в нем состоял.

Не стану лукавить, с того времени, как интернет обосновался в нашей жизни – любой может стать писателем и разместить свои творения для всеобщего внимания. То время, когда единственный шанс выпустить книгу или быть напечатанным – это было членство в Союзе писателей или в близком к нему кругу. Союз писателей помимо всех остальных функций играл роль сита, сортируя тех, кому будет дано право быть услышанным от тех, кто уйдет в забвение. Ну и поддерживал признанную писательскую братию в творчестве в той или иной форме.

Сейчас же любой, обладающий определенными навыками или деньгами, может разместить свое произведение в интернете или выпустить книгу.

Однако, путь любого, кто рискнет доверить свои мысли, эмоции и переживания окружающему миру посредством бумаги или интернета извилист и труден и не всегда успешен. А порой, через какое-то время, уже набравшись ума и опыта, оглядываясь назад и читая свои первые робкие попытки, становиться стыдно и неловко за свою писанину и появляется желание все переделывать заново.

Мне повезло – я встретил несколько человек, которые сами того не желая, стали для меня строгими воспитателями и учителями, не позволяя мне более хулиганить и пренебрежительно относиться к принятым канонам.

Нужен ли Союз писателей Магадану? Нужен! Хотя бы для того, чтобы помочь неофиту в той или иной форме с наименьшими потерями преодолеть эту ухабистую дорогу творчества, дабы помочь молодым дарованиям советом и подсказкой. По моему мнению, это одна из основных целей и задач перед региональным Союзом писателей».

Комментарий доктора филологических наук, профессора кафедры русской филологии и журналистики СВГУ Александра Соколянского: «Я думаю, что писательская организация существовала у нас в Магадане много лет. К сожалению, я был у них давно, но, как мне помнится, они занимали две комнаты, которые были завалены очень ценными и не ценными вещами. И я полагаю, что наша задача – сохранить магаданское отделение союза писателей и то помещение, которым они пользовались в течение очень многих лет. Я не думаю, что целая область не в состоянии содержать две комнаты, в которые могли бы прийти писатели, пообщаться, попить чай, кофе и так далее. Думаю, что надо сто раз подумать именно на областном уровне, что делать с этой ситуацией дальше. И мне кажется, что областной бюджет мог бы на себя взять поддержку этой организации. Тем более, что наши писатели, насколько я знаю, никакой зарплаты не получают. Кажется, что у них был когда-то секретарь с не очень большой заработной платой. В самые тяжелые годы организация продолжала существовать, а это были 90-е годы. В финансовом отношении точно они были нелегкими, но организация жила, и наш долг ее поддержать.

Что касается именно НКО, поскольку в свое время у меня была общественная организация, я некоторые нюансы знаю. Никакой грант нельзя оформить, чтобы просто оплачивать отопление или электричество. Должен быть проект, должны быть какие-то идеи, но, если брать писательскую организацию, то это может быть издание каких-то новых произведений или переиздание старых и так далее. То есть, Москва или кто-нибудь еще не будет выделять грантовские деньги под бытовые нужды. Возможно, конечно, часть средств потратить на обустройство быта. Правда, мне кажется, что это не совсем идеальный путь, потому что в этом году могут дать грант, в следующем году могут не дать грант. Сейчас количество организаций, которые выдают гранты, значительно сокращается, по крайней мере, я вижу это в науке. Подозреваю, что похожая ситуация происходит и за пределами научного мира. Поэтому была бы значительной поддержка организации нашей администрацией, например, от министерства культуры Магаданской области».



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER