Ксения Лаврентьева

«Дети все одинаковые, меняются их потребности»



Интервью с учителем начальных классов МАОУ «Гимназия № 13» Софьей Рязанцевой


Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 13» Софья РязанцеваДень учителя в России ежегодно отмечается 5 октября. Дата совпадает с Всемирным днем учителя. В этот день принимают поздравления сотрудники всех образовательных учреждений. Учителя передают ученикам знания, умения и навыки, проводят воспитательный процесс. Учитель – творческая профессия. Она требует способности находить уникальные подходы к каждому ученику, вне зависимости от его особенностей, добиваться понимания материала, логического мышления.

День учителя впервые был учрежден указом президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года. Его отмечали в первое воскресенье октября. С 1994 года российские учителя отмечают праздник 5 октября, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 3 октября 1994 года №1961.

Гость нашего номера – учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 13» Софья Рязанцева. Согласитесь, что каждый из нас помнит своего первого учителя или свою первую учительницу. Это наставник, помощник, друг, вторая мама. Учитель начальных классов – это человек, который первый встречает первоклассника в школе, помогает ему адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы.

Педагоги – люди скромные

Софья Владимировна рассказала о том, как начиналась ее профессиональная педагогическая карьера, почему она выбрала именно эту профессию: «В 1997 году, после окончания Северного Международного университета в городе Магадане, пришла работать в Гимназию № 13 и уже на протяжении 22 лет тружусь в этом образовательном учреждении. Свой педагогический путь начинала в образовательном учреждении, когда директором был Неугасов Юрий Владимирович – замечательный педагог, который значительно повлиял на становление меня как педагога. Изначально я не планировала быть учителем начальных классов, я хотела быть учителем физкультуры. Физкультурный факультет в то время был только в Хабаровске и родители не отпустили меня в другой город. Наверно, нужно было настоять и поехать поступать. Но как все сложилось у меня сейчас, я не жалею, тем более моя педагогическая деятельность неотъемлемо связана и с уроками физкультуры. Поэтому у меня есть возможность реализовывать себя и в этом направлении.

Почему я все-таки выбрала профессию учителя именно начальных классов, почему не учителя-предметника? Я могу сказать, что человек в какой-то мере не хочет расставаться с детством, вот и у меня так. Ведь только с детьми ты будешь с ними на одном уровне. То есть я не хотела становиться старше. Ведь учителя окружают веселые лица ребят, радость, смех, беготня. Работая в такой обстановке, я сама заряжаюсь от них позитивом и всегда молода душой. Когда меня спрашивают, с кем ты любишь больше всего работать, мне больше нравится работать с детьми, с ними я провожу много времени, у нас общие интересы, проблемы. Но надо понимать, что работа с родителями – это неотъемлемая часть образовательного процесса, одно без другого невозможно. Работать с детьми интересно, они открытые, доверчивые, прямые в своих суждениях. С ними можно договориться, с ними можно найти точки соприкосновения, а со взрослыми людьми порой это бывает сделать сложнее. Согласитесь, что взрослых людей убеждать труднее в каком-то направлении, потому что у каждого свое мнение. Но моя работа и заключается, чтобы прийти к единому мнению. И на протяжении всего педагогического пути, мне встречаются только родители – единомышленники.

Еще хочу сказать, что начальная школа – это как отдельный мир. Мы объединены общими целями, и у нас идет активная работа в этом направлении. Коллектив у нас дружный, слаженный. Мы сотрудничаем друг с другом, переживаем друг за друга, если кто-то принимает участие в конкурсах, то мы помогаем. Если нужно кого-то подменить на уроках, мы и это делаем».

Также Софья Владимировна рассказала интересный факт из своей жизни, связанный с числом 13: «Знаете, моя жизнь интересно связана с числом 13. Соответственно, я работаю в Гимназии № 13, у моей дочери день рождения 13-го числа (она учится в Гимназии), у моего мужа тоже день рождения 13-го числа (он работал в свое время в Гимназии). Может быть, оно мистическое, может быть, оно волшебное. Я абсолютно не считаю это число несчастливым. Мне оно приносит удачу».

На вопрос, тяжело ли работать с современными детьми, педагог ответила, что совсем не тяжело: «Дети всегда остаются детьми, только потребности у них меняются. Потребности в телефонах, в поощрениях, подарках. Мне кажется так. Если сравнивать выпуски, которые у меня были, каждый выпуск по-своему замечателен и любим».

Согласитесь, что у любой профессии есть свои плюсы и минусы. Не хотелось бы сегодня говорить о проблемах учителей, которыми пестрят заголовки всех СМИ в интернете. В честь праздника хочется говорить только о хорошем и не думать о плохом. Софья Владимировна, как человек позитивный, видит очень большой плюс. О чем же идет речь? Работа учителем сама по себе интересна: каждый день не похож на предыдущий – учителя ждут новые «происшествия», новые заботы, новые дела. Для кого-то это может показаться невыносимым: сегодня ты проводишь семинар, завтра организуешь праздник и репетируешь сценки, послезавтра идешь с детьми в поход, а на четвертый день проводишь родительское собрание. Но этот драйв по душе учителям. Он дает возможность проявить все свои таланты и креатив».

Учитель – творческая профессия? «Конечно, а по-другому никак», – отмечает учительница. «Я всегда говорю, что может быть много новой современной техники, но ничто не заменит на уроке учителя. Как говорил один педагог, важны доска, мел и учитель, который будет все это применять. Учитель, он как дирижер, который умело управляет уроком. Можно преподать ту или иную тему так, что, не имея никаких современных технологий, дети уйдут домой в восторге от урока, от приобретенных знаний. Все зависит от учителя, в первую очередь, а это – харизма, знания, творчество».

Как преподнести тему по предмету так, чтобы ребенку было не только интересно, но и понятно? Софья Владимировна знает ответ и на этот вопрос: «Скажу честно, что в школе я не была отличницей, была обычной ученицей, у меня были определенные пробелы в знаниях, потому что я что-то не понимала. Поэтому я стараюсь преподнести материал так, чтобы детям было доступно и понятно. Я нашла свои изюминки, но пускай это останется маленькой тайной. Они на то и изюминки. Конечно, нужно применять современные методики, это все правильно, но можно один раз показать и ничего не запомнить. Если ученик уходит с урока и говорит: «Ой, а что уже звонок прозвенел? Урок уже окончен? Не заметил, как быстро пролетело время», значит, урок был интересен, познавателен, значит, время не прошло даром. Поэтому, я считаю, все зависит от того, как учитель организует занятия. Если он будет подготовлен к уроку, то он пройдет хорошо. Это все приходит с опытом».

В школе у каждого были свои любимые предметы. Кто-то любил русский язык, литературу, иностранные языки, не хотел идти на нудную алгебру и решать трудные задачки, а кто-то математику, физику, химию, биологию и совсем не хотел идти на историю, например. Педагог со стажем Софья Рязанцева говорит, что нет скучных предметов: «И в этом вопросе все зависит от учителя, как он преподносит тот или иной предмет. Можно же включать разные форматы. Это могут быть и экскурсии, и сценические постановки, и дополнительные занятия, и проекты, и конференции, работа в группах, в парах, дома с родителями можно выполнять творческие задания и так далее. Скучных уроков быть не должно».

В 2007 году Софья Владимировна принимала участие в конкурсе «Педагог года»: «Да, и такое было в моей жизни. Тогда остались очень сильные эмоции от участия в этом конкурсе. Было все очень здорово. Во-первых, это люди, с которыми я познакомилась и сейчас общаюсь на протяжении стольких лет. Тогда участвовали и опытные учителя, которые помогали, и молодые педагоги. Мы все подружились. В этом конкурсе нужно участвовать, пока ты молодой, задорный, сможешь показать себя со всех сторон. Но мне повезло. Со мной была сильная команда, которая очень мне помогла и морально, и творчески. И это память на долгие года. На городском конкурсе я заняла 1 место, а на областном я была лауреа­том. Но главное – это участие, это новый опыт, это новые ощущения».

Были ли мысли уйти из профессии? «Честно, да, – признается педагог, – но очень давно. Особенно в те времена, когда я только пришла работать в школу. Мне нужно было осмыслить и понять, что это действительно мое. Наверное, это и есть призвание. Если бы ушла из профессии, я бы стала представителем творческой профессии, потому что мне нравится заниматься разно­образной творческой деятельностью. Человек выбирает то, что ему ближе по душе».

И напоследок Софья Рязанцева поздравила всех учителей с наступающим профессиональным праздником: «В этот день хочется пожелать, чтобы вас никогда не покидало вдохновение, побольше счастливых и ярких мгновений, понимания со стороны родителей, хороших учеников, не искать звезд на небе, пускай звезды сияют в классе у каждого учителя».



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER