Елена Кухтина

«Мое главное увлечение – это работа»



Интервью с Верой Смирновой


Директор Музейного комплекса города Магадана Вера СМИРНОВА2 ноября свой профессиональный праздник отмечают работники культуры города Магадана. Люди, помогающие культурному развитию и духовному обогащению горожан, обеспечивающие для них содержательный досуг. Директор Музейного комплекса города Магадана Вера СМИРНОВА рассказала, что в шутку они называют себя рабами культуры (от сокращения – раб.культуры) – служителями, которые полностью принадлежат своей работе, зачастую жертвуя собственными желаниями и интересами.

Музейный комплекс города Магадана, которым руководит Вера Ильинична, занимает важное место в культурной и общественной жизни областного центра. В него входят несколько структурных подразделений, деятельность которых направлена на предоставление горожанам и гостям колымской столицы доступа к историко-культурному наследию нашего края.

Накануне профессионального праздника нам удалось встретиться с Верой Смирновой. В интервью «ВМ» она рассказала, почему связала свою жизнь со сферой культуры, чем сегодня живут такие разные по содержанию музеи комплекса, оставляет ли работа время для себя.

Вопрос – ответ

– Как получилось, что Вы связали свою жизнь со сферой культуры города?

– Я выпускница Томского государственного университета, окончила филологический факультет и вслед за мужем – журналистом Анатолием Смирновым – приехала в Магадан. Сегодня кажется невероятным, но ни одной вакансии преподавателя русского языка и литературы в школах города не было. Тогда я отправилась в учреждение, куда просто должна была пойти по сложившемуся годами образу жизни: в родительском доме всегда было много книг; дом моего детства в целинном поселке стоял между двух библиотек – взрослой и детской, и если я пропадала – мама знала, что найдет меня либо в той, либо в другой. В студенческие годы нашим вторым домом была научная библиотека, а за томиком стихов поэтов Серебряного века мы, рискуя, отправлялись на «черный» рынок. Мне был прочно привит культ чтения и книги, поэтому я успешно прошла собеседование и 1 августа 1983 года была принята на работу в Магаданскую областную библиотеку имени А. С. Пушкина. Директором была тогда Н. Л. Кошелева – значимый для меня человек, во многом определивший и мою профессиональную судьбу, и круг общения в новом городе. Благодаря работе в библиотеке и лично Нине Львовне моими учителями и даже друзьями стали художник Владимир Мягков-старший, писатель Альберт Мифтахутдинов, журналисты Тамара Смолина и Асир Сандлер, ученый-биолог Даниил Берман, редактор книжного издательства Лидия Ягунова. Все, что мне удалось сделать на библиотечном поприще, связано с этими удивительными людьми, они были и остаются для меня высокими образцами свободного мышления, гениями этого города.

В начале 2000-х годов я ушла из областной библиотеки в Детскую художественную школу, где преподавала историю искусств. В январе 2006 года нынешний министр культуры Л. А. Горлачева неожиданно предложила мне должность директора муниципального учреждения культуры – Мемориального музея-квартиры В. А. Козина. Вадим Алексеевич когда-то работал в областной библиотеке, был другом Нины Львовны, она о нем много и интересно рассказывала. К его 90-летию я готовила большой литературно-музыкальный вечер, окунулась в культуру 30-40-х годов, даже нашла и купила для библиотеки патефон! Поэтому многое о жизни и творчества певца уже знала. Вот таким был путь в сферу культуры города.

Мемориальный музей-квартира В. А. Козина– А кто был Вашими наставниками в новом музейном деле?

– Много мне дало общение с племянницей Вадима Козина – Музой Николаевной Еремеевой, она истинная хранительница. Важным для понимания современных тенденций в музейном деле стало знакомство с коллекцией, выставочными проектами и специалистами Санкт-Петербургского Музея политической истории, который расположен в особняке балерины Матильды Кшесинской. И, конечно, самым дорогим опытом музейной деятельности и руководства делился со мной директор Магаданского областного краеведческого музея Сергей Григорьевич Бекаревич, он – мощнейшая личность и настоящий профессионал в музейном деле.

– Сейчас Мемориальный музей-квартира Вадима Козина входит в состав муниципального учреждения культуры «Музейный комплекс города Магадана». Как произошло это объединение, какие еще структурные подразделения включает этот комплекс?

– Так сложилось, что практически 10 лет наш коллектив обеспечивал по необходимости обслуживание посетителей и проведение массовых мероприятий не только на своем рабочем месте, но и в музеях, на объектах культуры, которые практически не имели музейного и юридического статусов. В 2015 году мы предложили мэрии города объединить их в одну административную единицу. Было издано специальное постановление, определившее ход реорганизации и состав комплекса.

Например, музей «Галерея Боевой Славы». В 1985 году его создали ветераны Великой Отечественной войны. Располагаясь в помещении нынешнего Центра культуры, музей имел весьма неопределенную принадлежность и не имел ни одной штатной единицы. Когда не стало Инны Борисовны Дементьевой, а постаревшие основатели-ветераны уже не могли заниматься музеем, никто другой серьезно этого не делал. В музее стояли витрины, изготовленные из обычного оконного стекла, что создавало угрозу травматизма для основных посетителей – школьников; здесь не велся учет фондов и не поступали новые экспонаты. Галерея Городов-героев, созданная скульптором А.В. Вашковцом, тоже остро нуждалась в реставрации. Все в этом музее было памятно и трогательно, как сделанное людьми, чьи судьбы опалила война, но совершенно не обеспечивало возрастающие потребности в патриотическом воспитании новых поколений. В частности, обязательно нужны были талантливый экскурсовод и профессиональный хранитель фондов.

О Мемориале жертвам политических репрессий (так он первоначально назывался) у меня вообще есть желание написать подробнейшую статью под названием «Житие «Маски Скорби». Житие, потому что для меня сама Маска Скорби – лик мученический, а история строительства и бытование этого памятника по человеческим меркам – история подвижничества.

В 1996 году магаданский мемориал – первый из задуманного Эрнстом Неизвестным по проекту «Треугольник страданий» – был передан на баланс муниципального учреждения «Комбинат зеленого хозяйства», которое обеспечивало уборку территории, уход за зелеными насаждениями. Понятно, что в штате не было специалистов, которые бы занимались вопросами сохранения самого монумента, скульптур. Не было и экскурсовода. Как волонтер с гостями города работала Людмила Деонисовна Роньжина, автор библиотечной экспозиции «Прощению не подлежит», посвященной репрессированным деятелям культуры и искусства. После ее отъезда эстафета перешла ко мне: журналисты как-то попросили провести экскурсию для венгерских коллег, в Управлении культуры выдали ключи от внутренних музейных помещений монумента, так они у меня и остались. Эту работу я считала и считаю своим гражданским долгом перед памятью невинных жертв репрессий.

Поистине печальным поводом просить мэрию города Магадана передать мемориал на наш баланс, стала безответственная и неудавшаяся попытка обеспечить сохранность монумента «Маска Скорби». В 2014 году из благих побуждений, но без проектной документации, при отсутствии технического и авторского контроля, монумент покрыли не бесцветным гидроизоляционным составом, как требовалось, а серо-синей плотной краской. Во многом это произошло потому, что никто не имел опыта работы с памятниками истории и культуры. Весь 2015 год мы изучали имеющиеся документы, убеждали руководство включить и этот объект в состав Музейного комплекса.

Еще одно структурное подразделение – постоянная экспозиция «Современная история муниципального образования «Город Магадан». Она расположена на 3 и 5 этажах здания мэрии и посвящена деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти в нашем городе. Материалы экспозиции рассказывают о главных символах и наградах города, о его внешних связях с городами-побратимами и городами, входящими в Союз полярных городов, о знаковых событиях в важнейших сферах жизни горожан. Современные грамоты и свидетельства, награды, кубки, представительские сувениры и многое другое уже сегодня кто-то должен был собирать и хранить. На основе этой экспозиции мы начали работу по формированию фондов, концепции и экспозиционно-выставочного плана будущего городского музея культуры и быта, который будет построен на месте сгоревшего здания старого краеведческого музея. Мы уже начали собирать материалы для создания в новых залах экспозиций, рассказывающих о повседневной жизни магаданцев-горожан. Наш город родился в сложные времена, строился и рос, со всех сторон окруженный морем, сопками, тайгой. Суровые исторические обстоятельства и щедрость первозданной природы отразились на том, как жили люди, чем дорожили. Мы пытаемся найти артефакты этих времен, практически остатки «советской цивилизации». Уже собрано около 2000 экспонатов. Есть уникальные: тумбочка Евгении Гинзбург, фанерный платяной шкаф, построенный из ящиков, в которых доставлялись грузы по ленд-лизу, коллекция духов советского производства. В залах нового музея появятся и коммунальная кухня 30-40-х годов, и советская гостиная 70-80-х годов с ее «стенкой», хрусталем и книгами… Интерес к этому велик не только у иностранных туристов, но и у молодого поколения магаданцев.

– А какое подразделение Музейного комплекса требует больше внимания?

– Очень большого внимания требует сейчас Мемориальный комплекс жертвам политических репрессий «Маска Скорби». С 2018 года это объект культурного наследия регионального значения. Этот статус жестко определяет наши права и обязанности по обеспечению сохранности памятника, его эксплуатацию и организацию доступности для населения.

– Какая работа была проведена Вами для восстановления первоначального облика монумента? Что еще предстоит сделать?

– По поручению мэра города Юрия Федоровича Гришана в 2018 году Музейный комплекс обратился в ряд лицензированных организаций нашей страны с запросом на оказание услуг по выполнению научных инженерно-технических исследований и проектированию работ по реставрации центральной скульптуры и благоустройству территории мемориала.

На территории Магаданской области нет ни одной организации, имеющей лицензию на работы по сохранению объектов культурного наследия. После долгих поисков и переговоров мы начали сотрудничать с ООО «Стройтехуслуги» из Санкт-Петербурга. У этой организации очень большие объемы работ в Петербурге, но, несмотря на это, руководство и специалисты прониклись историей мемориала и решили взяться за этот объект. В мае этого года в Магадан прибыла группа архитекторов-реставраторов и провела исследования, которые легли потом в основу двух проектов.

Проект по благоустройству территории крайне необходим. Многие читатели газеты слышали, как соавтор мемориала, архитектор К. Т. Казаев неоднократно в своих публичных выступлениях требовал вырубить деревья и кустарники на склоне сопки, высаженные когда-то в соответствии с проектом, а теперь мешающие обзору. Но объемы зеленых насаждений отражены в Акте государственной приемки и в техническом паспорте объекта. Да и магаданцы привыкли видеть мемориал в окружении торжественной зелени летом! Вместе с проектной группой из Петербурга и магаданскими специалистами Зеленого хозяйства мы решили, что будем убирать только старый переросший ольховник в местах, где он действительно мешает обозрению монумента и территории мемориала в целом, оставляя при этом тундровые растения. Скудный, каменистый лагерный ландшафт будет восстановлен только перед монументом и вокруг бетонных блоков с названиями лагерей и камней с символами мировых религий.

По проекту будут заменены лестничные сходы, обновлены покрытия смотровых площадок на территории комплекса. В целях обеспечения доступности объекта для маломобильных граждан проектировщики запланировали создать на верхней площадке дополнительную дорожку, которая позволит инвалидам-колясочникам объехать монумент вокруг, выбрать максимально комфортную точку обзора. Кроме того, в соответствии с проектом будет забетонирована специальная площадка, на которой позже разместятся некапитальные строения: служебные помещения для смотрителей, экскурсоводов и охраны; киоск с краеведческой сувенирной продукцией и цветами. Все это должно присутствовать, потому что «Маска Скорби» – востребованный туристический объект.

Когда проект по благоустройству проходил обязательное общественное обсуждение, на него обратили внимание уральские специалисты и внесли предложение по реконструкции системы освещения территории мемориала и подсветки его основных сооружений. Сейчас над технической документацией работают специалисты ООО «Швабе-Урал». Предложения, которые они уже прислали, очень нравятся и нам, и руководству мэрии: будет усилено освещение Маски с лицевой стороны, сделана подсветка блоков с названиями лагерей и камней с символами религий.

Предложение по освещению территории Мемориала от специалистов Уральского оптико-механического завода

Второй проект – реставрация монумента – предусматривает несколько видов работ. Во-первых, в плохом состоянии находится основание (стилобат). Нужно будет убрать валуны, окружающие «Маску Скорби» и обеспечить гидроизоляцию. Во-вторых, необходимо полностью очистить от красочного слоя тело монумента. Это непростая задача, и не только из-за больших площадей. Перед покраской на основные бетонные поверхности был нанесен выравнивающий слой «шпатлевки», что сейчас облегчает подбор способа удаления краски и позволяет надеяться, что мы вернем монументу первоначальную структуру и цвет бетона. А вот на многочисленные лики, которые выходят из разъятой головы Маски, превращаются в слезы и стекают по каменной щеке, – краска была нанесена прямо на бетон! И это усложняет реставрацию, исключая даже возможность ручной зачистки.

В-третьих, за эти годы очень пострадали две бронзовые скульптуры на обратной стороне монумента. К сожалению, при строительстве монумента их монтировали при помощи железных креплений, чего категорически нельзя было делать. В результате взаимодействия металлов на скульптурах появился зеленый налет. Теперь придется демонтировать скульптуры, заново изготавливать и приваривать крепления из нержавеющей стали. Но самое сложное и затратное мероприятие – транспортировка скульптур в центральные районы страны, где есть специалисты и условия для того, чтобы их очистили. Сейчас мы ищем возможности обеспечить технические условия реставрации скульптур на месте, а специалистов пригласим по рекомендациям автора проекта реставрации.

– Думаю, это дорогостоящие проекты. И самый сложный вопрос обычно – где найти необходимые средства?

– Действительно, сложно было найти специалистов-проектировщиков, не менее сложно будет подобрать собственно исполнителей работ, но еще сложнее найти источники финансирования для реализации наших проектов. Но здесь мы не одиноки. Сейчас специалисты департамента САТЭК помогают нам подготовить документы для рассмотрения вопроса о включении проекта благоустройства территории комплекса в программу «Формирование комфортной городской среды» в 2020 году. Мы надеемся, что мэрия города Магадана и администрация Магаданской области совместными усилиями добьются федеральной финансовой поддержки для реализации проекта реставрации монумента.

– Недавно в музей «Галерея Боевой Славы» более тысячи артефактов времен Великой Отечественной войны передали на безвозмездной основе калужские поисковики. Как удалось об этом договориться? Что сейчас с этими экспонатами?

– Летом 2018 года на День города в Магадан приезжала делегация из Калужской области. Во время посещения Галереи Боевой Славы руководитель калужского отделения землячества «Северное притяжение» Андрей Николаевич Колпаков отметил, что в экспозиции очень мало подлинных артефактов времен войны. И предложил свою помощь.

Так мы познакомились с деятельностью поискового отряда «Безымянный» при Калужском коммунально-строительном техникуме. Тридцать лет под руководством Геннадия Юрьевича Анучина члены отряда вели поисковую работу на местах боев под Калугой. За это время они нашли и похоронили около двух тысяч солдат. Рядом с ними находили оружие, предметы солдатского быта. Из этих находок сформировался музей военно-технических артефактов при техникуме. И этот музей полностью, как неделимую коллекцию, члены отряда решили передать в город Магадан.

Руководитель управления культуры мэрии города Магадана Наталья Евгеньевна Шумкова горячо поддержала эту идею. Нашему учреждению были выделены финансовые средства, и целая группа специалистов отправилась в длительную командировку в Калугу.

Первая встреча с экспонатами музея была трудной до слез. Мы понимали, что прикасаемся к горячим осколкам войны. Но нужно было работать: составлять топографические описи и акты передачи, организовывать необходимые экспертизы ручного и артиллерийского оружия, добиваться получения актов о демилитаризации и безопасности объектов. Когда все документы были готовы, мы подали заявление в специальную межведомственную комиссию по перемещению объектов военно-технической истории из вневедомственных музеев в муниципальные учреждения, действующую при Министерстве обороны РФ. Через пять месяцев калужские коллеги отправили контейнер с коллекцией в Магадан. Недавно мы получили его и сейчас музейные специалисты принимают экспонаты в фонд, готовят их к включению в новую экспозицию «Памяти павших будем достойны». Многие экспонаты нуждаются в реставрации. Например, турель зенитной установки. Ее нужно очистить от ржавчины, восстановить механизм вращения. И тогда в этом экспонате оживет подвиг девчонок-зенитчиц, знакомых по повести «А зори здесь тихие»…

Музей "Галерея Боевой Славы"Ко Дню неизвестного солдата мы откроем в музее пилотную выставку по материалам калужской коллекции. В составе калужской коллекции в Магадан прибыли два ствола танка Т-34. Сейчас скульптор Юрий Степанович Руденко работает над проектом включения этих артефактов в ансамбль Сквера Победы. Почему они нам так дороги? В годы войны специалисты и рабочие магаданского ремонтно-механического завода обратились к Сталину с просьбой разрешить приобрести на собственные средства боевые машины и воевать на них. Почин подхватили, всего 73 человека воевали на своих танках, среди них – легендарные супруги Бойко. Мы планируем, как в годы войны, объявить сбор средств на строительство постамента под орудия войны и Победы.

– Скажите, при такой занятости хватает времени на себя, близких, увлечения?

– Занятость и напряженность работы разделяет со мной замечательный и трудоспособный коллектив. В праздник я не могу не назвать имена Юлии Владимировны Крюк, Натальи Викторовны Белошицкой, Любови Николаевны Крывошлык, Татьяны Трофимовны Лучко – достойных работников культуры. Стараюсь, конечно, находить время на общение с семьей, друзьями. У меня три внучки, они сами «организуют» меня: по пятницам приезжают к бабушке на выходные, требуют походов в театр, любимых блюд, новых нарядов для кукол.

Игра-путешествие "70 шагов по истории города Магадана"У меня очень много друзей, и время, проведенное с ними, – это и есть время, уделенное себе, потому что без дружеского общения мне одиноко, некомфортно. Что же касается увлечений – собираю произведения русского декоративно-прикладного искусства, тематическую коллекцию живописи. Мой любимый сюжет – дом, жилье человека. Вообще взаимодействие с людьми действительно мое призвание. Больше двадцати лет я руководила общественной организацией «Женский информационно-просветительский центр», работала с великолепной командой психологов. Сегодня я – член Русского географического общества, и, хоть не являюсь опытным путешественником, занимаюсь организацией просветительской работы, и это тоже очень важно. Но мое главное увлечение – это работа, каждый день интересная и разная.

Праздничное шествие в честь 90-летия со дня основания города Магадана– Возвращаясь к сфере культуры. Работник культуры и культурный человек – это синонимы? 

– Понятие «культурный человек» для меня гораздо шире, чем понятие «работник культуры». Культура, просвещенность, интеллигентность закладываются в семье, приходят с воспитанием, общением, окружающей средой. Работник культуры – это трудное призвание. Чтобы соответствовать ему, нужно многое: и образование, и одаренность, и выносливость. Но именно работникам культуры часто не хватает времени на собственное совершенствование. Потому что и в будни, и особенно в праздники он занят. У нас есть такая шутка: работник культуры – это раб культуры. Это правда. Работа в культуре сродни психологической зависимости. Ты практически не можешь отказать тем, кто обращается к тебе с просьбой в выходной день, в вечернее время, когда ты болен или устал. Ты не можешь сказать «нет», потому что тем самым откажешь человеку в том, для чего ты, собственно, работаешь – в культурном просвещении. Поэтому главное состояние работника культуры – горение! Все мои коллеги – работники клубов, библиотек, парков, школ искусств – настоящие последователи Данко, светом своей души и сердца они озаряют нашу жизнь. А культурный человек – это высокое звание, которое может заслужить и работник культуры, и врач, и учитель, и рабочий.Праздничное шествие в честь 90-летия со дня основания города Магадана



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER