Наталья Мифтахутдинова

Наши спикеры



Кого коснутся изменения в региональном избирательном законодательстве?


Николай Жуков

Председатель избирательной комиссии Магаданской области

– Николай Николаевич, мой вопрос касается недавних изменений в законопроект регионального избирательного законодательства, который вызвал много шума в СМИ и, соответственно, в социальных сетях. Сложилось мнение, что теперь правом голоса на выборах в нашем регионе будут обладать приезжие трудовые мигранты, что позволит определенным партиям «накручивать» себе голоса на предстоящих выборах. Хотелось бы уточнить, верно ли данное понимание изменений в этот законопроект?

– Такое понимание изменений, внесенных в избирательное законодательство нашей области, совершенно не верно. Поясню: еще весной этого года наша избирательная комиссия внесла в областную Думу законопроект «О внесении изменений в отдельные законы Магаданской области». В этом ничего нет необычного, это некая штатная процедура, которая и должна была произойти.

Напомню, в прошлом году состоялись две больших избирательных кампании – выборы президента РФ и губернатора Магаданской области. Опыт, который мы получили, нужно было оформить в виде определенной законодательной инициативы. Помимо этого были и другие новинки, и, возможно, вскоре и у нас в регионе они будут внедряться. К примеру, цифровые избирательные участки, которые были уже опробованы в Москве, и электронное голосование. Мы изучаем опыт других регионов и постепенно к таким инновациям тоже готовимся.

Но одна из идей, которая у нас тогда родилась, была связана с тем, чтобы дать право голоса избирателям, которые пусть и имеют регистрацию за пределами региона, но длительное время проживают по временной регистрации на территории нашей области. Такая идея связана с немалым, подчеркиваю, немалым количеством обращений в наш адрес. В своем решении мы прежде всего исходили из того, что такая проблема касалась именно магаданцев. К примеру, наши же земляки, которые родились здесь и всю жизнь прожили, приобретают жилье за пределами нашей области в ЦРС, и складывается типовая ситуация, когда один из супругов остается прописан здесь по месту жительства, а второй прописан уже в другом регионе. Таких людей не много, но они есть, и почему мы им должны отказать в праве голоса?

Также не стоит забывать, что для многих федеральных структур характерна обязательная кадровая ротация. Человека время от времени переводят служить в разные регионы, включая наш, люди здесь служат 5-10 лет, и у них здесь временная регистрация, но при этом право голоса мы им не даем, хотя, на мой взгляд, это не совсем логично. По этому поводу были у нас определенные видения, которые вызвали бурную дискуссию, отчасти возникшую на пустом месте.

Думаю, что некие волнения были связаны с гипотетической возможностью голосовать так называемым вахтовикам, приезжим из других регионов, которые здесь временно осуществляют свою трудовую деятельность. Понятно, что их голосование выглядит совершенно не логично. Но тут момент какой? Мы проработали этот нюанс предварительно со всеми крупными золотодобывающими компаниями, которые предоставили нам необходимую информацию. В итоге мы предварительно, до внесения законопроекта, выяснили, что эти люди (вахтовики), работая в регионе, не регистрируются. Напомню, в соответствии с действующим законодательством, гражданин РФ в любой точке страны может без регистрации может находиться 90 дней. Соответственно, право голоса на территории нашего региона у них нет. Более того, условия, предусматриваемые законопроектом, предполагали, что до дня голосования человек минимум шесть месяцев был должен прожить на территории нашей области.

Второй момент, в бурной дискуссии и неправильном понимании наших изменений в законопроект – право голоса на региональных выборах трудовых мигрантов из стран СНГ. Хочу сразу отметить, такого права у них нет. Граждане других государств (Украина, Узбекистан и т.д.), независимо от того, есть ли у них временная регистрация или нет, не обладают правом голоса. Поэтому все эти опасения, прозвучавшие в СМИ, были полностью надуманы.

Мы работали предварительно и с управлением по вопросам миграции и выяснили, что учет жителей с временной регистрацией «по головам» сегодня никем не ведется. Мы не знаем, сколько у нас таких людей в регионе, в системе УМВД учет ведется по количеству оказанной услуги регистрации по месту пребывания. Поэтому эта цифра в ответе УМВД была 20 000 – она сугубо виртуальная. Это 20 000 в год в среднем оказываемых услуг по регистрации, но не количество людей.

Мы поработали дополнительно и с депутатским корпусом – они достаточно активно включились в работу над законопроектом, очень большую нам помощь оказало государственно-правовое управление аппарата Госдумы. В принятом итоговом варианте законопроекта значительная часть – их работа.

Ко второму чтению мы вместе с депутатским корпусом решили доработать предложенный законопроект и несколько изменили редакцию. В итоговом варианте предполагается, что право голоса получат только те избиратели, которые имеют временную регистрацию на территории Магаданской области, но не имеют постоянной регистрации вообще. Стоит напомнить, что в мае этого года был принят и вступил в силу новый федеральный закон № 104-ФЗ, он внес изменение в избирательное законодательство, и право голосовать этой категории граждан, имеющих только временную регистрацию, теперь закреплено и федеральным законодательством, поэтому мы просто «пошли» за ним. Депутаты Магаданской области в этом нас поддержали.

Следующий год непростой, нас ждет большая избирательная кампания, и мы решили эту избирательную кампанию провести в целом по старым правилам, с тем, чтобы не было никаких инсинуаций и даже малейших подозрений по поводу избирательной кампании и итогов голосования. Я хочу подчеркнуть, мы не оставили идею, с которой выступали ранее – дать право голоса лицам, имеющим прописку за пределами региона и временную регистрацию здесь; мы просто решили прислушаться к мнению и партии, и общественности. Если мы увидим потребность в расширении избирательных прав, то мы эту идею планируем реанимировать, но уже после избирательной кампании, с учетом опыта, который мы получим.



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER