Елена Кухтина

«Мы должны предусмотреть все необходимые финансовые средства»



Интервью с руководителем комитета по финансам мэрии города Магадана Ольгой Климовой


Недавно был опубликован проект бюджета муниципального образования «Город Магадан» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, подготовленный комитетом по финансам мэрии города Магадана.

Стоит отметить, что цифры, указанные в документе, пока носят предварительный характер. Сегодня, 28 ноября, предложенный проект бюджета ожидают публичные слушания, на которых горожане, руководители городских ведомств и глава муниципального образования «Город Магадан» Юрий Гришан смогут обсудить интересующие вопросы. Также, прежде чем бюджет города будет утвержден, должно пройти еще несколько депутатских комиссий. Окончательно же главный финансовый документ областного центра будет принят 24 декабря на очередном заседании Магаданской городской Думы.

О том, как формируется бюджет, об основных направлениях бюджетной политики и на какую сферу в 2020 году будет направлено наибольшее финансирование, «ВМ» рассказала руководитель комитета по финансам мэрии города Магадана Ольга КЛИМОВА.

– Ольга Геннадьевна, давайте начнем с того, что же такое бюджет и из каких финансовых поступлений он состоит?

– В основном, это понятие трактуется как смета доходов и расходов.

Если говорить о бюджете города, то правильнее будет сказать, что это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций местного самоуправления.

Таким образом, надо сопоставить поступающие доходы и необходимые расходы.

Доходы бюджета делятся на два блока. Первый – налоговые и неналоговые доходы, а второй – безвозмездные поступления.

Налогов, поступающих в городскую казну, не так много. Самый значимый для городского бюджета – налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Хоть он и зачисляется в городской бюджет в объеме 30% от собираемого на территории города налога, его доля составляет более 65% налоговых и неналоговых доходов. Далее в порядке убывания: налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог. За ними идут местные налоги: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Ну и замыкают этот список акцизы и налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.

Если говорить о неналоговых доходах, это доходы от использования муниципального имущества, продажи активов, от оказания платных услуг, штрафные санкции и возмещение ущерба, а также платежи при пользовании природными ресурсами и административные платежи и сборы.

Теперь о безвозмездных поступлениях. В этой группе в основном поступления от других бюджетов бюджетной системы. Чтобы не утомлять никого терминами, скажу, что часть этих поступлений носит исключительно целевой характер, но есть и такие, направление которых город определяет самостоятельно. Безвозмездные поступления составляют около 60% доходов бюджета.

– Вы сказали о поступлениях в бюджет. А если говорить о расходах, на что направляются бюджетные средства?

– Направить бюджетные средства на расходы по своему усмотрению город не может. Расходные полномочия города очерчены законами. Это в первую очередь Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также отраслевые законы.

Чтобы было понятнее, возьмем сферу образования. Общественные отношения в данной сфере регламентируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». И именно этим законом определены полномочия в этой сфере федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Так, например, к полномочиям субъекта относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебных пособий, игр, игрушек. А вот содержать здания и оплачивать коммунальные услуги должен город. Это относится также к общему образованию (школы). (Вот почему деньги на выплату заработной платы работников муниципальных школ и детских садов поступают из областного бюджета).

– Вы рассказали о том, из чего формируются доходы и куда могут направляться расходы. А как формируется бюджет города?

– Работа над проектом бюджета на очередной год начинается еще весной, когда составляется реестр расходных обязательств. В нем отражаются расходные обязательства, обусловленные законами, на исполнение которых могут быть направлены средства бюджета.

Примерно в это же время администраторы доходов делают прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов на очередной год.

В дальнейшем данные из реестра расходных обязательств ложатся в основу расчетной оценки расходов города, а прогноз поступления доходов – в расчетную оценку доходов.

Вот на этом этапе можно увидеть, позволят ли доходы бюджета обеспечить исполнение полномочий органов местного самоуправления. К сожалению, доходы бюджета города Магадана почти в два раза меньше, чем необходимо.

Опираясь на расчетные оценки муниципальных образований, министерство финансов Магаданской области распределяет суммы так называемой финансовой помощи. Это дотация – нецелевой трансферт, который выделяется для покрытия разницы между доходами и расходами.

В частности, на 2020 год расчетная оценка доходов составляет 2 802 млн рублей, а расходов 6 100 млн. Поэтому, каким будет бюджет города на очередной год, во многом зависит от суммы дотации, распределенной городу.

Эти суммы утверждаются в Законе Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, до утверждения областного бюджета Магаданской областной Думой окончательное формирование бюджета города просто невозможно.

– Остановимся более детально на работе комитета по финансам мэрии города Магадана. Что входит в ваши обязанности?

– Комитет по финансам – финансовый орган мэрии. К нашим обязанностям относятся составление проекта бюджета и координация его исполнения. Также мы собираем, подготавливаем, анализируем и сдаем отчеты (годовые, полугодовые, квартальные) об исполнении бюджета. Отчеты об исполнении бюджета города представляются в министерство финансов Магаданской области, которое, в свою очередь, собирает все отчеты муниципальных образований и составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Магаданской области, который представляется уже в Министерство финансов Российской Федерации.

А также нами ведется работа по исполнению бюджета. Нам предоставляют заявки, мы направляем финансирование. Мы обязаны обеспечить функционирование муниципальных учреждений образования, культуры, спорта, учреждений, занимающихся благоустройством города и т. д. Поскольку деньги поступают в казну неравномерно в течение года, надо сопоставить сумму расходов, которые нужно произвести в какой-то период времени с суммой средств, которая поступит в бюджет в этот период. И если поступающих средств меньше, чем требуется, то либо выбрать самые необходимые расходы, либо обеспечить их за счет привлечения кредита. Для этого у нас открыта кредитная линия в коммерческом банке. Кроме того, в настоящее время предусмотрен такой хороший инструмент для покрытия кассового разрыва, как казначейский кредит. Он дается на три месяца под очень низкую процентную ставку и позволяет сгладить ситуации с временной недостаточностью средств.

– На этой неделе была проведена комиссия по бюджету и вопросам экономического развития. В четверг состоятся публичные слушания. Почему именно в это время?

– В соответствии с Бюджетным кодексом проект бюджета должен быть направлен в представительный орган не позднее 15 ноября. Этот срок установлен для всех уровней бюджетов бюджетной системы. Таким образом, если бюджет находится в зависимости от вышестоящего бюджета, представить на рассмотрение представительного органа документ с точными параметрами невозможно.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает проводить публичное обсуждение проекта бюджета. Постановление о проведении публичных слушаний и материалы к нему публикуются в средствах массовой информации, как минимум, за две недели до проведения слушаний, чтобы жители могли ознакомиться с ними заранее и в процессе обсуждения выразить свое мнение или получить ответы на возникшие вопросы.

Естественно, что параметры документа, представленного на обсуждение горожан и направленного на рассмотрение в представительный орган, одинаковы. Одинаковы, но не окончательны.

С момента направления проекта на обсуждение уточнились прогнозные цифры по нескольким налогам и неналоговым доходам. Что же касается безвозмездных поступлений, то они стоят в объеме, в котором утверждены Законом Магаданской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Поэтому в проекте отсутствуют суммы безвозмездных поступлений на 2022 год.

При этом проект составлен максимально корректно. В нем предусмотрены средства субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, на обеспечение выполнений функций казенных учреждений и органов местного самоуправления и т. д.

– Расскажите об основных направлениях бюджетной политики города на грядущий год?

– Основные направления бюджетной политики были утверждены постановлением мэрии города Магадана и мало отличаются от тех, которые были в прошлом году.

К ним относятся: повышение качества жизни жителей города Магадана, повышение качества и доступности муниципальных услуг, создание комфортной городской среды при сохранении устойчивости и сбалансированности бюджета города Магадана.

– На какую сферу в бюджете-2020 заложено наибольшее финансирование?

– Хочу отметить, что бюджет города Магадана имеет социальную направленность. Это образование, культура, развитие массового спорта, молодежная политика... Большая часть бюджета направлена именно на эти сферы. В частности, сейчас по исполнению за 9 месяцев – 53,8% всех расходов занимает образование. На следующем месте ЖКХ – 14,5%, далее   национальная экономика (лесное, водное хозяйства, дороги, транспорт) – 9,7% расходов.

– Достаточно ли средств в бюджете заложено на реализацию муниципальных программ?

– В общей сложности на финансирование мероприятий в рамках муниципальных программ предусмотрено около 420 млн рублей, в том числе 150 млн рублей – средства местного бюджета.

В представленном нами проекте отсутствуют программы, заканчивающие действие в этом году. Поскольку опубликованный проект носит предварительный, оценочный характер, мы показали, что при таких параметрах бюджета предусмотреть средства на выполнение вновь принимаемых программ невозможно. Естественно, в откорректированном проекте будут все программы, но вот объем их будет напрямую зависеть от той суммы, которую нам распределят из областного бюджета.



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER