«Индигирка»: крупнейшая катастрофа на море в СССР



80 лет со дня гибели «советского Титаника»



«Стала Нагаевская бухта светать, и я увидел страшную картину. Вода сорвала с кормового трюма доски, брезент которыми он был закрыт. И каждая волна выносила десятки и десятки кричащих в ужасе людей. Многие от страха лишились рассудка, хватали друг друга и гибли в пучине. Со стороны носового трюма, где находились заключенные, раздавались зал­повые выстрелы...»

(из воспоминаний Н. Тарабанько – пассажира парохода «Индигирка»)

80 лет назад, 13 декабря 1939 года, у берегов японского острова Хоккайдо пароход «Индигирка», совершавший очередной рейс из бухты Нагаева во Владивосток, потерпел крушение. Всего на борту корабля находилось 1173 человека, из них погибли 745 человек.

История судна

Пароход был построен в 1919 году на верфи порта Манитовок в штате Висконсин как «Лейк Галва». Он служил под именами «Рипон», «Малсах» и «Коммерческий квакер» в период с 1920 по 1938 год.

В 1938 году его приобрели у Америки, и в августе после почти месячного перехода по морю пароход впервые пришвартовался в бухте Нагаева. За всю навигацию 1939 года перед трагедией «Индигирка» перевезла из Магадана во Владивосток и обратно всего 16392 тонны грузов и 580 пассажиров.

Трагедия

13 декабря 1939 года принадлежащий Дальстрою грузовой пароход «Индигирка» шел из Нагаева во Владивосток, и у него на борту было свыше тысячи пассажиров, хотя «Индигирка» являлась исключительно грузовым судном, максимальное количество пассажиров, способных с относительным комфортом разместиться на его палубе, – 12 человек, не считая команды. Согласно материалам уголовного дела на борту было 835 отбывших свой срок заключенных, 50 этапируемых на пересмотр дел, десять конвоиров, остальные – вольные дальстроевцы-отпускники и полностью отработавшие срок найма, а также члены их семей

В начале ноября 1939 года «Индигирка» подошла к устью реки Армань, где приняла на борт рабочих «Дальрыбопродукта» вместе с семьями, трудившихся на путине. По пути во Владивосток пароход остановился в бухте Нагаева, и там на борт под конвоем проследовала длинная колонна заключенных: примерно восемьсот человек, которых разместили в носовом трюме, где обычно перевозили уголь. Рабочие же с женами были на открытой палубе.

Большинство из заключенных везли на волю, часть – на пересмотр дела или на работу. К слову, в последний рейс «Индигирки» ее «пассажиром» должен был стать зэк С. П. Королев – будущий конструктор ракет, но из-за задержки с документами опоздал на роковой рейс.

В день катастрофы шел густой снег, палуба покрылась сплошным льдом, был 9-балльный шторм. Женщины с детьми находились на палубе под навесом. Примерно в четыре утра штурман «Индигирки» посадил судно на подводные камни Тоддо в проливе Лаперуза. От удара несколько десятков пассажиров сразу же оказались за бортом в ледяной воде. Винт заклинило в рулевой раме. За десять минут вода в трюмах поднялась на полтора метра. Только в последний момент механики успели стравить пар, предотвращая взрыв котлов.

На палубе царила паника. Люди метались с борта на борт, давя друг друга и скатываясь по все больше наклоняющейся палубе в воду. По рассказу одного из спасшихся пассажиров, капитан отдал команду одному из охранников срочно выводить бывших зэков из трюма, но тот начал палить из винтовки по пытавшимся вылезти из трюма людям. Через несколько минут, так и не очнувшись от своего кошмара, этот охранник застрелился. По показаниям капитана корабля, ситуация была другой: зэки резали охрану (несколько человек были убиты), в свою очередь огонь по взбунтовавшимся осужденным открыли и стрелки НКВД (по разным данным было застрелено около 20 человек).

Индигирка терпит бедствие. Снимок сделан с японского судна

Пока на борту была паника, восемь членов команды и два пассажира самовольно спустили шлюпку с правого борта и, перерезав фалины, исчезли в темноте. Из десяти похитивших шлюпку до берега добрались только пятеро...

13 ноября в полдень к завалившейся на правый борт «Индигирке» подошел японский пароход «Карафуто-Мару» и еще два японских судна поменьше. Они сняли оставшихся в живых пассажиров и матросов. Однако в трюмах еще оставались люди (около двухсот человек), которые просто не могли выбраться наверх – люки были залиты водой. Только 16 декабря, через три дня после трагедии, японцы смогли разрезать борта судна, извлечь еще чудом оставшихся в живых бывших зэков. Остальные умерли от переохлаждения, либо погибли, пытаясь поднырнуть под затопленные люки, либо просто покончили с собой, перерезав себе вены...

Как утверждали некоторые выжившие, все спасенные дети (их точное количество неизвестно) впоследствии умерли.

Всех спасенных японцы высадили на остров Хоккайдо, до которого было около полутора километров, а затем перевезли в порт Отару, где поселили в отдельно стоящем доме. Советский консул Тихонов сказал спасенным уничтожить паспорта. Многие так и поступили, но некоторые спрятали документы. Вскоре в японский порт прибыл пароход «Ильич», чтобы забрать пострадавших. Как только «Ильич» прошел остров Аскольд, ему навстречу направился ледокол «Казак Поярков». С него на борт «Ильича» пересели сотрудники НКВД и полсотни солдат охраны. Всех спасенных загнали в трюм и выставили часовых. Еще по пути конвоиры начали избивать зэков, которые, по их мнению, «дали слабину» в общении с японцами. Двух заключенных, якобы участвовавших в убийстве чекистов на «Индигирке», расстреляли и выбросили трупы за борт.

В дальнейшем большинство тех, кто уничтожил документы, по полгода не могли вернуться домой.

Позже

В 1940 году был суд по делу гибели «Индигирки», 740 человек пассажиров и четырех членов экипажа. За преступную халатность, повлекшую массовую гибель людей, судили четырех должностных лиц – капитана судна Н. Л. Лапшина (он был расстрелян как саботажник и японский шпион), двух его помощников, В. Л. Песковского и Т. М. Крищенко (они получили от 5 до 8 лет лагерей). Кроме того, 4 года из отмеренных 10 лет отсидел и начальник зэковского конвоя П. И. Копичинский. Копичинский потом даже продолжил служить в системе ГУЛАГа.

В СССР правда об этой трагедии стала достоянием широкой гласности лишь примерно полвека спустя. Скорее всего, потому, что ЧП произошло вскоре после во­оруженного конфликта советских и японских войск у реки Халкин-Гол, и соответствующие органы посчитали недопустимым сообщать о милосердии и человечности, проявленных «врагом». Сегодня документы магаданского и иных архивов НКВД большей частью рассекречены.

А в японском поселке Саруфуцу, что на острове Хоккайдо, с 1971 года стоит памятник всем погибшим на пароходе «Индигирка».

По материалам Константина Карелова из журнала «Тайны 20-го века», Михаила Горбунова из «Российской газеты» и открытых источников.



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER