Подготовила Наталья Мифтахутдинова

Последняя буксировка «Кольской»



Восемь лет исполнилось со дня трагедии в Охотском море



Буровая платформа «Кольская» затонула при буксировке в Охотском море во время шторма 18 декабря 2011 года.

Платформа принадлежала компании «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), в тот день велась ее буксировка с Камчатки на Сахалин, но во время сильного шторма платформа перевернулась. На ее борту в это время находилось 67 человек. Достать из воды живыми удалось 14 человек, остальные погибли – среди них жители Мурманской, Магаданской и Сахалинской областей.

О ней

Самоподъемная плавучая буровая установка) «Кольская» – нефтяная платформа, построенная в 1985 году финской судостроительной компанией «Раума Репола». Общая ее длина – 69,25 метра, ширина – 80 метров, высота корпуса – 8,55 метра у диаметральной линии.

С лета 2010-го по весну 2011 года на платформе был проведен капитальный ремонт под надзором двух классификационных обществ – норвежского DNV и Российского морского регистра судоходства.

Незаконное бурение?

После постройки платформа долгое время работала в акватории Кольского залива, позже была сдана в аренду. Компания «Газфлот», являющаяся 100%-ной «дочкой» Газпрома, арендовала платформу у ОАО «Арктикморнефтегазразведка» для проведения разведочного бурения на шельфе Камчатки, на скважине с говорящим названием «Первоочередная», сообщает bellona.ru.

Вот только надлежащих разрешений на эти работы получено не было: буксиры привели платформу на Западно-Камчатский шельф 26 августа 2011 года, и бурение «Газфлот» начал, имея отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.

Российские экологические организации начали бить тревогу по этому поводу еще в сентябре 2011 года. Согласно спутниковым данным «Кольская» встала в 7 милях от берега, в 6,5 мили от ближайшего рыбопромыслового участка между устьями нерестовых рек Крутогорова и Колпакова.

При этом экологи настоятельно рекомендовали придерживаться 12-мильной зоны: морская акватория в районе Западно-Камчатского шельфа имеет особую рыбохозяйственную ценность, и в ней недопустима любая нефтедобывающая деятельность. Здесь нагуливается лосось, воспроизводятся камчатский краб, минтай, палтус, сельдь и другие виды рыб. Да и вообще, тут добывается чуть ли не четверть морских биоресурсов страны.

WWF уточняет, что основанием для выдачи отрицательного заключения государ­ственной экологической экспертизы стали следующие факторы: в проектной документации не учтены спецтребования лицензионного соглашения ОАО «Газпром» об обеспечении нулевого сброса бурового раствора и выбуренного шлама; отсутствует оценка воздействия бурения на морских птиц и млекопитающих, не предусмотрены мероприятия по снижению этого воздействия; отсутствует анализ рисков, связанных с аварийными разливами нефти; не учтено высокое рыбохозяйственное значение района бурения; в разных томах документации имеются значительные фактологические расхождения.

Экологи обратились в Росприроднадзор, в Генеральную прокуратуру. К слову, разбирательство по этому делу длилось почти 5 месяцев, и только в январе 2012 года прокуратура Камчатского края сообщила, что «Газпром» оштрафован на 400 тысяч рублей за нарушение условий пользования недрами, а именно – бурение скважины «Первоочередная» в Охотском море без положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта. Штраф был наложен даже несмотря на то, что позднее было получено положительное заключение экспертизы, сообщает источник.

В августе 2011 года плавучая буровая установка была доставлена на теплоходе «Трансшельф» из Мурманска в Магаданский морской торговый порт, где приступила к бурению скважины. После завершения работ на Камчатке установка должны была сняться с точки бурения и пойти выполнять работы по заказу совместного российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро».

Обогнать циклон

Как сообщает РИА «Новости», уже после завершения преду­смотренных контрактом работ по бурению скважины 11 декабря 2011 года началась буксировка СПБУ «Кольская» с точки бурения на Сахалин в порт Корсаков. Она осуществлялась ледоколом «Магадан» и транспортно-буксирным судном «Нефтегаз 55». На борту «Кольской» находилось 67 членов экипажа. Не все они были задействованы в буксировке, однако руководство АМНГР не приняло решения об их эвакуации.

В течение пяти суток буксировка проходила в штатном режиме, но в ночь на 16 декабря погода ухудшилась. Ответственный за буксировку «Кольской» самовольно увеличил скорость движения, пытаясь обогнать циклон. На следующий день из-за превышения скорости на наружной обшивке корпуса установки образовались трещины. На платформу непрерывно стала поступать вода. К концу дня носовая часть установки накренилась. Экипаж информировал руководство «Арктик­морнефтегазразведки» о необходимости спуска опорных колонн на установке для увеличения устойчивости судна и перехода в режим дрейфования, но распоряжений о спуске не последовало.

С 17 по 18 декабря под воздействием шквалистого ветра до 25 метров в секунду и волн высотой до 4 – 5 метров на платформе сорвало обтекатель носовой опоры. Воды в машинное отделение поступало больше, чем могли откачать насосы. Практически спустя сутки руковод­ство «Арктикморнефтегазразведки» дало указание опустить опорные колонны, но из за крена этого сделать не удалось.

18 декабря в 09.45 (время местное) вопреки запрету руководства капитан «Кольской» подал сигнал SOS, но он оказался сильно запоздавшим. Через три часа, в 12 часов 46 минут, СПБУ «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1 000 метров.

Вердикт суда

По факту аварии было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». В рамках расследования допрошено около 200 свидетелей, проведено более 60 судебных экспертиз. В 2015 году в Мурманске начался судебный процесс, который длился чуть меньше двух лет, в уголовном деле – более 70 томов.

В итоге 3 мая 2017 года Первомайский суд приговорил бывших и. о. руководителей компании «Арктикморнефтегазразведка» Бориса Лихвана и Леонида Бордзиловского к 6 годам заключения каждого.

Согласно приговору платформа не была заранее подготовлена к штормовым условиям, а сигнал SOS был подан слишком поздно, что не позволило находившимся поблизости спасательным службам и судам быстро прийти на помощь.

«Признать виновными и назначить Лихвану наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет с отбыванием наказания в колонии-поселении, Бордзиловскому назначить наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет с отбыванием наказания в колонии-поселении», – зачитала решение судья Светлана Коренкова.

Не признали вину

Оба подсудимых не признали себя виновными. Ранее в своем последнем слове Лихван сказал о том, что, по его мнению, гибель буровой была неизбежна с момента принятия решения руководством АМНГР о буксировке платформы в зимнее время. Обвинения, выдвинутые дальневосточным следственным управлением на транспорте, которое вело расследование, он назвал «построенными на сфальсифицированных материалах уголовного дела, в том числе фальсификации допросов».

К слову, в 2016 году бывшему следователю Дальневосточного следственного управления на транспорте Виталию Фердеру предъявили обвинение в фальсификации доказательств по делу о крушении буровой платформы.

Бордзиловский также в последнем слове заявил в суде, что является не судоводителем, а горным инженером, специализируется на бурении нефтяных и газовых скважин. Он пояснял, что нес ответственность за «Кольскую» и сотрудников платформы в период бурения, до начала буксировки, во время которой затонула платформа, и, следовательно, не может быть субъектом инкриминируемого ему преступления.

По мнению обоих обвиняемых, ответственность за гибель людей лежит на бывшем заместителе генерального директора АМНГР Василии Васецком и гендиректоре АМНГР Юрии Мелехове и других руководителях, которые приняли решение буксировать платформу зимой. Васецкий и Мелехов проходили по делу свидетелями.

И еще нарушения

Также согласно выводам расследования при проводке буровой платформы «Кольская» были допущены серьезные нарушения. Как выяснилось, платформа не имела разрешения морского регистра судоходства на транспортировку в зимних условиях. Минимальный безопасный состав экипажа судна определялся в 20 человек. В момент крушения численность людей на борту была в три раза больше.

Прокуратура также выявила нарушения со стороны администрации портов Сахалина, компании «Авиашельф» и Госморспасслужбы, которые не смогли скоординировать свои действия во время спасательной операции. Руководству организаций, а также владельцу буровой внесены представления.



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER