Елена Христофорова

Депутаты: надо ввести штрафы за оскорбление учителя



Урок послушания


Группа депутатов Госдумы разработала законопроект, предлагающий ввести в КоАП санкции для учеников за оскорбление учителя. Как сообщил «РГ – Неделя» один из авторов проекта, штраф может составить от 4 до 5 тысяч рублей.

Значит ли это, что выкрики с места и пререкания обойдутся родителю невоспитанного чада в кругленькую сумму? Не совсем так. Депутат Юрий Волков, один из авторов нововведения, успокаивает: штрафовать будут только в случае, если поведение ученика напрямую мешает педагогу заниматься его профессиональной деятельностью.

Подобных грустных школьных историй немало. «В мой адрес и в адрес Объединения профсоюзов России «СОЦПРОФ» неоднократно поступали обращения от представителей педагогического сообщества о проблеме буллинга учителей», – заявляет депутат Госдумы. Его слова подтверждают говорящие сами за себя цифры обширного социологического исследования: каждый второй опрошенный педагог как минимум единожды, находясь на своем рабочем месте, оказывался мишенью для травли.

Но как в конфликтной ситуации разобраться, где тот самый злополучный буллинг, а где простое непослушание? Депутат предлагает посмотреть соцсети: у каждого нарушителя всегда найдется друг, который запишет «подвиг» на видео и выложит в Сеть. И здесь действительно отпадают любые вопросы.

Ведь если возмущение в ответ на замечание может только отвлечь учителя, то надетое на голову ведро уж точно помешает ему выполнять его главную задачу – давать знания. Именно мусорное ведро и решил водрузить на голову своей учительнице, пока та писала задание на доске, герой одного из роликов на YouTube.

Дальше больше: в ответ на справедливое негодование и намерение выгнать мешающего вести урок ученика учителю пригрозили: «я тебе сейчас...»... Поскольку газету могут прочитать дети, то нельзя продолжить фразу, сказанную ребенком на уроке.

Полно угроз и нецензурщины и другое видео, набравшее при этом почти 2 миллиона просмотров. Старшеклассник, буквально нависающий над вжавшейся в кресло учительницей, вычитывает ее отборными словами, а на попытку той позвонить завучу, чтобы ей пришли на подмогу, парень вовсе обещает украсть ее телефон.

Александра Тимакова, учитель и по совместительству коуч для преподавателей, говорит, что удивляться таким вопиющим и уже ставшим регулярными случаям не стоит. По мнению методиста, дети лишь зеркалят поведение и отношение родителей к учителям: «Если ребенок слышит разговоры о том, что «училка дура» и «я ей устрою – как она посмела поставить моему гению двойку?», вряд ли он будет испытывать что-то другое к учителям, помимо презрения». Кроме того, «чуть ли не нормой стало явление, когда петиция одного родителя, адресованная администрации или даже министерству просвещения, – повод для увольнения учителя», – констатирует Александра, сожалея о том, что «в последнее десятилетие родительское сообщество показывает просто невиданный размах ненависти к системе образования в общем и к педагогам в частности». Кажется, учителям приходится защищаться с двух сторон: не только от школьников, но и от их родителей.

Сами же родители непреклонны и возлагают ответственность на учителей, ведь те «старше и должны быть мудрее в конфликтных ситуациях». Так считает Роман, чья младшая дочь учится в элитной московской школе, заявляя при этом, что «в первую очередь всегда виноват педагог, так как именно его задача стать учителем и научить ребенка не только формулам, но и социальным правилам и нормам поведения». И конечно, высказывает несогласие с системой штрафов для родителей, чей ребенок нахамил учителю: «это неправильно, потому что в задачах учителя нет опции – карательная функция».

Психологи, с которыми пообщалась «РГ – Неделя», также не видят эффективности в системе штрафования при решении конфликтов учитель – ученик. Они готовы предложить свои, более нейтральные меры. Анна Богданова, школьный и подростковый психолог, приводит пример учебного заведения, где она работала: там действует служба школьной медиации. «Помощь таких специалистов выручила даже в сложной ситуации, когда у одного из педагогов был конфликт с целым классом!» – утверждает Анна.

А как поступать педагогу, если его оскорбляют и унижают, и при этом в школе нету такого волшебного места, где можно и самому перевести дух, и угомонить нарушителя спокойствия? Рецепт от Анны Богдановой достаточно понятен: «Ему необходимо быть гибким, потому как профессия учителя все-таки подразумевает, что человек должен любить детей, а значит, уметь подобрать нужный подход к каждому». А где-то и вовсе к вопросу нужно подойти с юмором, советует психолог. «Другое дело, если учитель находится не в ресурсном состоянии, у него профессиональное выгорание, ему морально плохо, то, конечно, какой уж тут юмор. Поэтому, учителям надо отслеживать свое психологическое состояние и при необходимости обращаться к специалистам», – заключает Анна.

Как бы то ни было, как сообщили «РГ» разработчики проекта, в ближайшее время они планируют внести инициативу в Госдуму.


Источник: «Российская газета»



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER