Фото: Tachki.mirtesen.ru
На наш материал «Кораблей на дне не видно – пирс важнее очевидно» от 18.06.2020 года о ситуации по затонувшим судам в акватории бухты Нагаева в Магадане на днях мы получили ответ от министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области.
О чем писали?
Ранее в материале говорилось, что пока ситуация с подводным мусором в виде затонувших кораблей в Нагаева остается без изменений.
Напомним, в ноябре прошлого года на одном из заседаний в Правительстве Магаданской области губернатор Сергей Носов поручил решить вопрос подъема и утилизации в комплексе с реконструкцией причалов и модернизацией инфраструктуры.
В марте текущего года региональному телеканалу «Колыма Плюс» министр природных ресурсов и экологии Магаданской области Олег Косолапов рассказал о мерах по утилизации подводного мусора – что было сделано и какая работа предстоит.
Осмотр военного имущества планировался на май военными, но они так и не приехали.
«Затоплено имущество военного ведомства, с ним мы провели переговоры. Они приезжают в третьей декаде мая. Те суда, которые затоплены именно в военном направлении, осмотрят, и будет принято решение в их отношении – как мы их будем поднимать и в какие сроки», – говорил министр природных ресурсов и экологии в своем интервью в марте «Колыма Плюс».
Корабли по сей день остаются на местах и представляют собой существенную угрозу акваторию бухты,
т. к. большинство судов содержит неизвлекаемые остатки ГСМ. Мало того, что они (тонны топлива) в любой момент могут «рвануть» и все содержимое окажется на поверхности, как это было в 2018 году, когда вылившийся мазут из затонувшего судна «Профессор Моисеев» загрязнил не только водную акваторию, но и часть береговой линии. Но есть еще одна проблема – прорыв может произойти при подъеме их – о чем ни раз говорили экологи.
Что ответили?
Ответ министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области (текст без изменений): «Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 № 1834 «О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации проводит выявление, оценку и ликвидацию объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации.
В целях анализа сложившейся ситуации по вопросу подъема затонувших судов Минприроды России в 2020 году направлен запрос в субъекты Российской Федерации о представлении информации о затонувших бесхозяйных судах, формирования плана работ по выявлению, оценке, включению в государственный реестр объектов НВОС загрязненных акваторий, их ликвидации, а также предложений по источникам финансирования указанных работ.
Правительством Магаданской области в целях содействия и выработки единой политики для выполнения мероприятий по организации ликвидации объектов накопленного экологического вреда окружающей среде направлен в Минприроды России разработанный субъектом шаблон плана мероприятий для рассмотрения и согласования, а также запрос о требуемом уровне соучастия регионального бюджета с учетом специфики северных регионов.
Проведение совместного совещания в составе рабочей группы представителей Тихоокеанского флота и представителей Правительства Магаданской области по вопросам подъема и утилизации подводных лодок, затопленных в акватории бухты Нагаева Охотского моря, перенесено до особого распоряжения во исполнение решения Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. о мерах противодействия угрозе распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации в Вооруженных силах Российской».
А там еще машины
Радует то, что с решением вопроса о затонувших кораблях появилась хоть и хрупкая, но надежда, но стоит напомнить, что, помимо судов, на дне спокойно покоятся и десятки автомобилей. Они принадлежат тем любителям зимней ловли, кто, всячески пренебрегая предупреждениями, рискуя своей и жизнью других, рвется на ледяные просторы, подальше от берега. Как правило, такие рискованные «покатушки» и самоуверенность, мол, со мной нечего не случиться, приводят к плачевным исходам.
Спасением рыбаков-нарушителей занимается МЧС, а что происходит с утонувшим автотранспортом? Да ничего, лежит на дне, покоится годами, да и куда ж ему деваться, в карбюраторе-то конденсат.
«Мы спасаем людей. Технику и имущество рыбаков мы не спасаем. Палатки, буры, рюкзаки, улов и другое занимают место в катере, а эти места предназначены для людей. Если хозяин захочет поднять со дна автомобиль, то только за свой счет. Он нанимает водолазов, вертолеты, и все это дело выходит еще дороже стоимости самого авто. Но я не припомню, чтобы кто-то возвращался за своим автотранспортом.
О количестве автомобилей утонувших тяжело говорить, подсчетов мы не ведем. Но если брать за среднюю – то примерно по 2 автомобиля в год уходят под лед. Бывают года, что утонувших авто нет, а бывало, что за один сезон могло утонуть по 4 – 6 автомобилей. Так, зимой 2019 – 2020 годов утопленников не было», – рассказывает начальник управления по делам ГО и ЧС мэрии города Магадана Олег Аверьянов.
В итоге, раз подсчетов не ведется, нам остается только догадываться о количестве железных коней на дне бухты. Да, оценка загрязнения от утонувшего автотранспорта в Гертнера – несоизмерима (как говорится, капля в море) по сравнению с морскими судами, но то что их нахождение негативно влияет на окружающую среду – это факт (топливо, масла и другие химические вещества).
Раз планируется очистка бухт от затонувших кораблей, то было бы неплохо это сделать комплексно – заодно зацепить (убрать) и утонувшие автомобили. Да, это затратное дело, но ведь потом счета можно было бы предъявить непосредственно их хозяевам – уж их то определить, я думаю, труда не составит.
Второй вопрос: почему это не делают сразу по факту – хозяина достали с льдины, так будь добр машину свою забирай как хочешь – нанимай вертолет и т. д., но только за свои кровные и накопленные... Может, это бы и стало хорошим, а главное действенным уроком для других: одних заставили вложиться (причем суммой больше стоимости самого авто учитывая затраты на вертолет), другие уже подумают сто раз, прежде чем выезжать на лед плевав на законодательство.
А у других
Напомним, в 2017 году (год экологии в России) сотрудники Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России провели экологическую экспедицию «Хрустальная глубина». Со дна озера достали 92 затонувших автомобиля и более двух десятков других транспортных средств.
«За 15 лет существования Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС были зарегистрированы происшествия с провалами 163 автомобилей, 30 плавсредств, 14 снегоходов, 5 мотоциклов, трактора, вертолета и самолета.
Из них силами наших спасателей было поднято со дна 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, оба легкомоторных воздушных судна и трактор, – рассказал Семен Белокуров, начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России. – Перед началом экоэкспедиции мы составили подробную карту оставшихся в озере объектов. В планах отряда сделать данное мероприятие традиционным, потому что такое «подводное кладбище» напрямую влияет на экосистему этого уникального места», сообщает пресс-служба МЧС.
Утонувшие машины поднимали при помощи понтонов со сжатым воздухом. Далее технику буксировали катером к берегу, на сушу ее вытягивал КАМАЗ. Примечательно, что после извлечения затонувшей техники нужно найти ее владельца, чтобы тот утилизировал свое имущество, – бросать металлолом на берегу спасатели не имеют права.