Редакция «ВМ»

Авиамост между Магаданом и Анкориджем должен быть возрожден!



Восстановление прямого авиасообщения между городами-побратимами



Расстояние между Соединенными Штатами и Российской Федерацией гораздо ближе, чем между Америкой и Европой. Это из Старого в Новый Свет надо лететь через Атлантику десять часов из любого европейского аэропорта. И то лишь до Нью-Йорка, а там, если дальнейший маршрут пассажира пролегает на западное побережье, то с учетом пересадок, такое путешествие может занять много больше времени. А вот для жителей российского Северо-Востока полет в США мог бы занимать гораздо меньше времени. Фактически за четыре часа можно долететь от Магадана до Анкориджа. И такой маршрут существовал в течение более десяти лет. С 1990 года, когда было положено начало прямым перелетами из магаданского аэропорта Сокол в аэропорт Анкориджа имени Тэда Стивенса до начала 2000-х между Америкой и Дальним Востоком России было совершено множество рейсов и пассажиры могли спокойно, а главное, быстро летать туда и обратно.

К сожалению, в начале 2000-х годов, уже после теракта в Нью-Йорке, а также начавшейся борьбы с международным терроризмом, этот рейс оказался закрыт. Более по экономическим, нежели политическим причинам, якобы, он был невыгоден перевозчикам. Сейчас трудно сказать, так или нет это было на самом деле, но, если все девяностые годы этим авиамаршрутом пользовались многие пассажиры, причем не только жители Магаданской области и штата Аляска, но и других регионов, то может быть стоит подумать о его возрождении? Тем более, что самое короткое расстояние между Россией и Америкой в районе Берингова пролива составляет всего 86 километров. А между островом Ратманова, принадлежащим России, и островом Крузенштерна, принадлежащим США, расстояние и вовсе не превышает и четырех километров. Так что, зимой по льду его можно пешком пройти, а в теплое время года пересечь на рыбацкой лодке.

Но давайте все же будем реалистами. Действительно, сам по себе прямой авиамаршрут между Магаданом и Анкориджем может быть малорентабельным. Но возрождение этой линии даст возможность не только укрепить международные связи Америки и Дальнего Востока России, а это не только собственно Магадан, но и такие крупные промышленные и культурные центры, как Владивосток с Хабаровском, а также Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, другие российские города, но и облегчит возможность авиасообщения с Канадой, будет способствовать поддержанию международного транспортного коридора между Азией и Северной Америкой.

Соответственно, создание пассажирского, транспортного, сортировочного логистического хаба, единого в своей работе для Магаданской области и штата Аляска, дали бы солидную прибыль как для бюджета обеих этих территорий, так и для перевозчика, который принял бы на себя все риски и выгоды рейса Магадан – Анкоридж. Потому что авиамост между Северной Америкой и Азией через Россию был бы выгоден не только США и РФ, но и Китаю, Японии, Корее, и другим азиатским странам. Да, этот проект потребует немалых вложений в создание складов, реконструкцию магаданского аэропорта, строительства полноценной инфраструктуры, обеспечивающей подобный пассажиропоток. Но, учитывая недорогие энерготарифы в Магаданской области, доступную рабочую силу и высококвалифицированных профессионалов в сфере аэронавигации и обслуживания аэропорта Сокол, использование именно магаданской воздушной гавани может стать наиболее экономным и выгодным для североамериканских и азиатских авиакомпаний, чем сотрудничество с более дорогими аэропортами в Корее и Японии.

Но прежде чем искать и привлекать инвесторов в России и США, а затем реализовывать этот лакомый для непосредственных участников проекта кусок, необходимо провести серьезную подготовительную работу. На самом деле, единый пассажирский, грузовой и логистический хаб Магадана и Анкориджа поможет соединить такие города, как Владивосток, Пекин, Сеул, Токио, Ванкувер, Торонто, Монреаль, Сиэтл, Лос-Анджелес, Сан-Франциско. И это только начало. География пересадочных маршрутов может быть расширена по всем направлениям в данном Тихоокеанском азиатско-североамериканском регионе.

Что же нужно для начала воплощения проекта? Прежде всего собрать и проанализировать следующие данные: общее количество пассажиров, совершающих перелеты из России, Китая, Японии, Кореи, США и Канады; каковы объемы перевоза грузов между этими странами; также необходимо рассчитать насколько могут снизиться транспортные расходы на авиабилеты и стоимость грузов, что, безусловно, будет способствовать экономическому развитию Дальнего Востока и Аляски, как главных выгодоприобретателей данного проекта. Ведь дешевые пассажирские билеты станут главным привлекательным фактором для привлечения внимания инвесторов к российскому Дальнему Востоку и удаленной от основной территории США Аляске.

Не менее важным является развитие туристического бизнеса, не только в своих экстремальных видах, доступных лишь очень состоятельным людям, но и туристам эконом-класса. Экологически чистая природа Севера, как в Магаданской области, так и на Аляске, рыбалка, охота, морские деликатесы, красная рыба, икра, крабы, удивительные красоты северных ландшафтов, все это непременно приведет к развитию туризма в обоих регионах. Кроме этого, воплощение в жизнь данного проекта будет способствовать развитию российского авиапрома. Для рейса Магадан – Анкоридж будет весьма выгодной субсидированная закупка самолетов Сухой Superjet 100 для эксплуатации во вновь созданном совместном предприятии Аляска – Магадан. И здесь партнером авиакомпании «Alaska Airlines» сможет выступить одна из «дочек» «Аэрофлота», например, «Россия», компания, совершающая перелеты из Москвы в Магадан.

Кроме этого необходимо помнить о безопасности полетов в Дальневосточном регионе. Как было отмечено 13 августа 2018 г. на 13-м совещании руководящей группы по проведению учений по вулканическому пеплу в дальневосточной части европейского региона, проходившему в Магадане:

«В Дальневосточном регионе облака вулканического пепла в периоды активности вулканов делают небезопасными полеты по большей части воздушных трасс над Камчаткой и акваторией Тихого океана восточнее полуострова, а также над южной частью Охотского моря. Потоки транзитных воздушных судов, следующих из (в) США, Канады в Юго-Восточную Азию, Японию в такие периоды смещаются в наиболее безопасное и выгодное с экономической точки зрения воздушное пространство над территорией Магаданской области и Чукотки. Часть из них вынужденно меняют маршруты следования во время полета, выбирая, по согласованию с органами обслуживания воздушного движения, наиболее приемлемые и безопасные варианты».

Таким образом, возобновление воздушного сообщения между Магаданом и Анкориджем поможет сэкономить средства на ежегодные изменения существующих маршрутов, которые необходимо смещать из-за угрозы вулканического пепла. Ведь ежесуточно через небо Российской Федерации транзитом в Анкоридж выполняют полеты от 50 до 60 иностранных пассажирских и грузовых воздушных судов. И любое изменение в этих воздушных трассах, связывающих страны юго-восточной Азии с североамериканским континентом, должно быть согласовано со службами обслуживания воздушного движения РФ до начала выполнения рейса, чтобы не было ни задержек, ни финансовых потерь перевозчиков.

Кроме того, не следует сбрасывать со счетов долгую историю взаимных обменов и связей между Магаданской областью и Аляской. И начались они даже не 30 лет назад, а гораздо раньше. В начале 1940-х годов, когда заработала легендарная трасса АЛСИБ, по которой из США в Советский Союз поставляли оружие, боеприпасы, продовольствие для Красной армии. В том числе, и в первую очередь, из Аляски в Магаданскую область перегоняли боевые самолеты для советских пилотов. И была эта трасса невероятно трудной для летчиков, которые перегоняли из Фэрбенкса на Чукотку, а оттуда в аэропорт Сеймчан, после чего через Сибирь на фронт. Нехватка карт, сложнейшие метеорологические условия, огромные безлюдные расстояния, порой недостаток топлива, все это порой приводило к поломкам и катастрофам, к человеческим жертвам. Но тем не менее, летчики перегоняли самолеты и за свой труд были награждены боевыми орденами и медалями, так же, как их коллеги, воевавшие на фронте.

Если же говорить уже о нашем времени, то ровно 30 лет назад были установлены дружественные связи и культурное сотрудничество между Магаданом и Анкориджем. В феврале 1989 года мэр г. Анкориджа Том Финк и председатель Магаданского облисполкома Вячеслав Кобец подписали декларацию о дружбе между своими городами. В следующем году начался взаимный обмен делегациями. Летом
 1990 г. Магадан принял у себя 48 летчиков, участников мемориального перелета по трассе АЛСИБ. А 22 июня 1991 года было подписано историческое соглашение о породнении Магадана и Анкориджа. Тогда же прошла церемония открытия первого рейса «Alaska Airlines» по маршруту Магадан – Анкоридж.

Побратимские отношения между российским и американским городами с похожей историей, климатом и судьбой были неоднократно подтверждены и улучшены. В 1995 году главы администраций Магадана и Анкориджа Николай Карпенко и Рик Майстром открыли новую эру дружбы и взаимопонимания, что повлекло за собой подписание соглашения о взаимном сотрудничестве между Магаданской городской Думой и Ассамблеей города Анкориджа. Несомненные выгоды получило не только взаимодействие законодательных собраний, но и бизнес-сообщества обоих городов. В рамках развития туризма и бизнеса была проделана обширная работа по сохранению воздушного сообщения Магадан–Анкоридж и по упрощению процесса получения виз для жителей
 г. Магадана и г. Анкориджа.

В 13-ю годовщину подписания соглашения о побратимстве с целью дальнейшего поддержания дружеских связей между Магаданом и Анкориджем и подтверждения взаимного стремления к сотрудничеству мэром города Магадана Николаем Карпенко и мэром города Анкорджа Марком Бегичем 20 февраля 2004 года было подписано подтверждение декларации побратимских отношений между Магаданом и Анкориджем.

В 2015 году с целью знакомства с руководством Магаданской области и города Магадана, ознакомления с историей, экономикой, культурой и промышленностью города, Магадан посетила делегация во главе с генеральным консулом США в городе Владивостоке Эриком Андерсом Холм–Олсеном. В 2017-2018 годах Магадан посетил Генеральный Консул США в городе Владивостоке – Майкл Кийс. Целью визита стала ознакомительная поездка на Колыму. В 2018 году Магадан посетил писатель и журналист Дэвид Рамсер.

И вот что он написал в своей книге по результатам своей поездки: «Из Тихоокеанского морского порта во Владивостоке до Крайнего Севера, люди, с которыми мы встречались, были в восторге от возрожденных взаимодействий с Аляской. Многие молодые россияне не были знакомы с эпохой «Ледяного занавеса» и были заинтригованы все еще активной политикой посещения Университета Аляски по сниженным тарифам.

Независимо от того, какие отношения складываются между нашими национальными правительствами, модель народной дипломатии, начатая поколения назад, преследуется жителями Аляски и русскими. Отношения снова могут восстановиться при продвижении взаимопонимания и ослаблении сегодняшней напряженности».

История развития авиации в Магаданской области берет свое начало в далеком 1931 г., когда был создан государственный трест «Дальстрой». И уже в следующем году было принято решение о создании регулярного авиасообщения между центральными районами страны и строящимся Магаданом, который был заложен на берегу Нагаевской бухты в 1929 г. для чего были вначале оборудованы посадочные площадки и водные аэродромы для гидросамолетов. Уже в 1933 г. заработал первый аэродром. А в следующем году советское правительство передало тресту «Дальстрой» четыре воздушных судна. Необходимо было производить воздушную разведку этой огромной, малолюдной территории, перевозить грузы и людей, в основном, геологов, строителей и первопроходцев, в условиях полного отсутствия дорог и инфраструктуры. И в этом смысле история освоения Магаданской области весьма похожа на историю освоения Аляски. Так что опыт, накопленный авиаторами обеих территорий мог бы стать существенным при взаимном обмене. Невозможно переоценить героизм первых летчиков, которые осваивали и Магаданскую область, и Аляску. Это истинные пионеры в своей отрасли.

Как уже отмечалось выше, к моменту начала второй мировой войны в Магаданской области уже имелась довольно развитая инфраструктура для приема, дозаправки, осмотра и необходимого ремонта самолетов, которые перегонялись из США в СССР по трассе АЛСИБ. Это не только аэропорты на Чукотке, но и в Магаданской области, такие, как: в Сеймчане, Гижиге, Чайбухе и Магадане. Существующий магаданский аэропорт Сокол был открыт в 1974 году и мог одновременно принять 400 пассажиров. По тем временам это был современный, комфортабельный аэропорт. С
 1980 г. открылось прямое авиасообщение между Магаданом и Москвой. И если до этого данный перелет продолжался более четырнадцати часов с пересадкой, то беспосадочный перелет сократился до восьми часов.

В настоящее время в Магадане действует один из немногих в мире современных центров управления российскими и международными полетами, оборудованный спутниковой системой сопровождения воздушных судов. На территории области вводятся в эксплуатацию современные радиолокационные средства, новые типы радиостанций и радиоприемников. Во многом это произошло благодаря активному взаимодействию между Магаданом и Анкориджем в 1990-е и 2000-е годы. Возрождение прямого авиасообщения между нашими двумя городами-побратимами будет, несомненно, способствовать дальнейшему развитию авиационной отрасли, а также туризму, бизнесу и привлечению инвестиций в Магаданскую область и штат Аляска, как общего пассажирского и грузового хаба в Тихоокеанском и азиатском регионе.



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER