Виктория Драчкова

«У меня были хорошие наставники…»



Интервью с заместителем мэра города Магадана Светланой Колмогоровой



Работа мэрии – управление городским хозяйством. Это очень широкий круг деятельности – от образования до культуры, от благоустройства до коммунального хозяйства. Этот список можно продолжать практически бесконечно. За каждое направление деятельности отвечает не только руководитель той организации, которая обеспечивает эту деятельность, но и один из заместителей мэра города Магадана. Недавно на эту должность была назначена Светлана Колмогорова. Она рассказала «ВМ» о своих новых обязанностях и планах на будущее.

– Вы всю жизнь проработали в образовании. Расскажите, пожалуйста, о своем трудовом пути.

– Я выпускница средней школы №18. В свое время поступила на физмат Магаданского государственного педагогического института, в 1985 году закончила его и сразу по направлению была распределена в школу № 24. В общей сложности я отработала в этой школе порядка 19 лет, из них в должности заместителя директора школы более 13 лет. Работая в должности заместителя директора, я занималась и преподавательской деятельностью. Мне, наверное, очень повезло: у меня были хорошие наставники, в те времена наставничество было очень развито. У меня были великолепные коллеги, которые вводили меня в профессию, консультировали, оказывали соответствующую методическую помощь. Некоторые из них еще работают, например, Кауфман Анна Дмитриевна – она сейчас работает учителем математики в 18 школе. В административную работу меня вводили Кузнецова Галина Николаевна, Солянникова Зоя Ивановна – они сейчас на заслуженном отдыхе. Большое развитие в моей жизни дал первый директор школы № 24 – Климентьева Анна Дмитриевна, к сожалению, она уже ушла от нас. Коллектив был очень дружный, трепетно относились к молодым специалистам. Нас не контролировали, но нас учили, и вот эту учебу мы чувствовали практически каждый день. Все более опытные педагоги разрешали нам посещать уроки, то есть можно было прийти на любой урок, не обязательно было предупреждать – двери вех кабинетов всегда были открыты, и это давало возможность учиться не только нам самим, но и учить молодых коллег. Мой наставник Кауфман Анна Дмитриевна в первый год моей работы посетила более 53 уроков. У нас была хорошая практика, когда мы давали зачетные уроки. Писался их анализ, и все это направлялось в наш институт, давалась оценка нашей подготовки.

– Вы с детства хотели стать педагогом?

– Я хотела быть стоматологом, любила химию, историю, участвовала в городских олимпиадах, занимала призовые места, но так сложились обстоятельства, что родители подтолкнули меня в это направление и я поступила на физмат.

– Но почему вы после этого пошли работать именно в школу?

– Была замужем, маленький ребенок, муж работал в органах. Тогда было достаточно сложно трудоустроиться в городе, здесь было около 250 тысяч жителей. В образовательных учреждениях тоже не было мест. Я знаю, что педагоги стояли в очереди для того, чтобы попасть на работу. Это было совершенно другое время. На распределительной комиссии я заходила последняя, потому что по всем показателям должна была остаться в городе: с учетом работы мужа и того, что был маленький ребенок, меня нельзя было никуда направлять. Место предложили – оно было хорошее, школа была не так давно открыта, недалеко дом, все условия для работы. И я об этом ни разу не пожалела.

– Потом не жалели, что ушли из школы и пошли в методическую работу?

– Наступает момент, когда уже хочется чего-то большего. Хочется продвигаться дальше, самореализовываться, развиваться. И когда поступило предложение перейти работать в Управление образования на должность главного специалиста, посовещавшись дома мы приняли решение, что я перейду туда. Муж тоже чувствовал, что есть какая-то потребность реализовываться дальше.

– Какую работу вы выполняли как главный специалист?

– Это уже несколько другие функции, они отличались от того, чем я занималась в школе. Порядка двух месяцев я перестраивалась с одного вида работы на другой. Хотя это и образование, но это уже контрольные функции, ты практически полностью отходишь от преподавательской деятельности. Первое время пыталась совмещать, но это было очень сложно, поэтому я от этого отошла. Находилась в отделе общего образования, курировала ряд школ по всем вопросам, которые касались образовательной деятельности. Это работа с обращениями, с гражданами, контрольные мероприятия, которые школа должна представлять, участие в проверках. Это та работа, которой занимаются обычные специалисты в этих отделах.

– С вашим опытом, наверное, это было не так сложно. Вы же знали «внутреннюю кухню» школы.

– Конечно, зная «кухню» школы, было проще. Тем более в свое время в школе я отвечала за государственную итоговую аттестацию, я была тогда руководителем пункта проведения ЕГЭ, поэтому, хоть это и было тогда нововведением, но для меня это было уже знакомым.

Потом я каждые 2 месяца меняла должности. Через 2 месяца я была начальником отдела общего образования, еще через 2 месяца, когда Мукогоренко Иван Игоревич перешел работать в другое Управление, я стала занимать должность заместителя руководителя Управления образования. С 2007 года я уже руководила Управлением образования, далее мы переименовали этот орган: он стал Департаментом образования и руководила им практически до сегодняшнего момента.

– Если сравнивать преподавание в школе и управление, что было сложнее и что больше нравилось?

– Это очень разные вещи, они даже несопоставимы. Когда ты ведешь урок, когда ты стоишь перед классом, ты видишь глаза детей, ты каждым своим нервом чувствуешь, когда объяснил материал, кто тебя услышал, а кто не услышал и с кем нужно работать. Даже когда спиной отвернулся, ты чувствуешь, кто уже отвлекся. Такой контакт с детьми – это несопоставимо с другой работой. Мне тогда не удалось довести до 11 класса свой первый выпуск – тогда только стали переходить на 11 лет обучения. Но в то время еще проходил опрос студентов высших учебных заведений по всей России. Были так называемые Соросовские учителя, и студенты подали меня – я попала в этот первый список Соросовских учителей. Для меня это было символично, потому что в этом списке был и мой учитель, который меня выпускал в школе – Герасименко Римма Михайловна. Тогда в этот список попало человека четыре. Это была и методическая помощь – в то время с ней было сложно, это были и новые учебные пособия. Можно сейчас, конечно, критиковать, говорить, что это все было плохо, но, если вдумчиво подходить к тому, что дается, в принципе, в работе можно было это использовать.

А работа управленца – это совершенно другая стезя. Потому что, будучи заместителем руководителя ты не просто управленец: ты работаешь с детьми, родителями, ты участник образовательного процесса, методист. Там перед тобой стоят совершенно другие задачи, у тебя другие функции и ты их реализовываешь иначе. Но тот опыт, который я почерпнула из школы, бесценен. Потому что, досконально зная школу, дальше работать было уже проще. Были только плюсом новые направления, которых ты раньше не касался, ты их просто осваивал, но это было уже намного легче. То есть была хорошая платформа, на которой можно было выстраивать надстройку в новой должности.

– Сейчас с вашим новым назначением как расширился список ваших функций? Вам придется теперь изучать много новых направлений, или вы уже сталкивались с ними?

– Юрий Федорович сделал предложение, и я от него не отказалась, потому что всегда на всех совещаниях, особенно когда подводились итоги финансово-экономического развития города на балансовой комиссии, говорилось, что бюджет образования – это более 53% бюджета города. По сути, это город в городе, потому что все направления присутствуют и в образовании: у нас были свои автобусы, своя финансовая деятельность, достаточно сложная (потому что в образовании многоуровневый бюджет), свои требования, свои проверки. И нас тоже достаточно часто проверяли контролирующие органы и, наверное, чаще, чем образование, никого не проверяют. Поэтому с учетом этой специфики новая должность не страшит. Здесь аппарат мэрии – это здание, его содержание, функционирование, обеспечение жизнедеятельности. В принципе, все эти направления созвучны с тем, чем я занималась в образовании. Тем более, что и с образованием я не прекращаю работать – это тоже основное из направлений, за которые я отвечаю. Поэтому все, что мы там делаем, мы продолжаем делать, мы работаем в тесном тандеме с моими специалистами, поэтому жизнь продолжается.

– Планируете ли вы какие-то глобальные нововведения, или будете продолжать работу в том же русле, что и ваши предшественники?

– Чтобы что-то планировать, надо внимательно изучить и посмотреть, чтобы не навредить. Здесь очень хороший работоспособный коллектив. Люди привыкли уже к определенным моментам. Нужно просто проанализировать, насколько целесообразно это менять. Может здесь не нужно ничего менять, только что-то усовершенствовать, помочь с какими-то вещами. А так, мэрия всегда работала хорошо. Здесь специалисты действительно очень хорошего уровня.

– Сейчас вы только влились в работу. На ваш взгляд, чему нужно уделить внимание в первую очередь? Может есть какой-то болезненный участок, которым необходимо заняться?

– Самое главное – это наша программа «Столица». Туда вошли объекты образования. Сроки, которые поставил губернатор, очень жесткие. Мы должны максимально приложить все усилия, чтобы те объекты, которые находятся в ремонтных работах, были у нас выполнены, чтобы мы не подвели ни губернатора, ни мэра. Самое главное сейчас – это приемка образовательных учреждений – это же не просто зайти и оценить. Когда комиссия работает, она еще сразу смотрит на следующий год где самые уязвимые места, где необходимо приложить усилия. Сейчас действительно очень хорошее финансирование, в том числе, ремонтных работ, но даже этого финансирования полностью не хватит на те проблемы, которые накопились с годами. По сути, масштабные ремонтные работы стали проходить в последние лет 12. До этого около 20 лет все было в застое – просто выживали. И все это необходимо привести в соответствие с новыми требованиями, новыми СанПинами. Жизнь меняется, надо успевать везде. Вводятся новые объекты, новые учреждения. В этом году это будет начальная школа – детский сад на Снежке. Здесь тоже свои проблемы – это и кадровое обеспечение, и подготовка к приемке детей. Далее строительство дошкольного учреждения в третьем микрорайоне. Там будут точно такие же проблемы – обеспечение кадровой политики и формирование коллектива, дальнейшее материально-техническое оснащение.

– Где вы будете брать кадры? Из наших выпускников, или приглашать из других городов?

– Мы мониторим обеспеченность кадрами практически каждый месяц. Если года два назад у нас в школах обеспеченность была лучше, чем в дошкольных учреждениях, то сейчас ситуация поменялась. У нас около 75-76% детских садов обеспечены кадрами. Наверное, большое подспорье здесь сделало создание групп при Магаданском политехническом техникуме по подготовке воспитателей дошкольного образования. Там учатся наши специалисты. Человек пришел, поработал младшим воспитателем, ему понравилась работа, дали возможность ему получить другую специализацию, более высокую и он начинает работать с детьми. Если есть дальше желание, он может учиться в университете, совершенствоваться. Там поднялась зарплата, есть возможность, чтобы свои дети посещали это же дошкольное учреждение, поэтому в принципе, создаются условия для специалистов. Они достаточно хорошо оснащены, потому что финансирование, которое выделяется субъектам, в принципе, обеспечивает организацию образовательного процесса, а для дошкольников еще и присмотр, и уход.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее про программу «Столица».

– Программа «Столица» рассчитана на 10 лет. В этом году в эту программу у нас попало несколько учреждений. Это Английская гимназия, Эколого-биологический лицей и школа № 7. Им будут производить фасадный ремонт. Для того, чтобы его сделать нужно сначала посмотреть и заменить все окна. Сейчас Английская гимназия уже ведет ремонтные работы по замене окон, прошел аукцион по седьмой школе по замене окон и уже готовится документация на фасадные работы и полностью заключены все договора по эколого-биологическому лицею: это замена окон, входной группы дверей, фасадные работы, заделка швов. То есть к концу сентября это учреждение должно быть полностью готово. Но помимо этого у нас пришло достаточно большое финансирование и на другие наши объекты, в том числе и на 29-ю школу, которая располагается в микрорайоне «Строитель», где в настоящее время идет, в том числе, и строительство школы имени Барляева. Часть помещений, которые сейчас занимает школа имени Барляева будут освобождены с тем, чтобы школу немного разгрузить, и она могла более свободно вздохнуть. Это самая большая школа в городе, для нас там важен каждый кабинет. Там идут глобальные работы – ремонт фасада, установка окон, ремонт межпанельных швов и пищеблока. Это целевые деньги областного бюджета. Ну а далее не такие объемные работы, но тоже масштабные – нам областной бюджет помогает в том числе и по 30 гимназии – там тоже проходит установка окон, помогает по антитеррористической защищенности, по установке и замене автоматической пожарной сигнализации. То есть в принципе такой консолидированный бюджет ремонтных работ в этом году, который пошел на наши учреждения, он свыше 100 миллионов. Я думаю, мы в конце сентября увидим, что они изменили облик. Хотя, если говорить честно, понятно, что этого недостаточно, но мы прекрасно понимаем, что одномоментно все учреждения сделать невозможно, поэтому выбираются самые «болевые» учреждения с тем, чтобы привести их в вид, соответствующий всем СанПинам.

– Что еще можно улучшить в образовании в нашем городе?

– Образование – это постоянно изменяющийся организм. Он меняется исходя из тех веяний, которые идут со стороны Правительства Российской Федерации, принимаются новые концепции, поэтому он никогда не стоит на месте. Мы должны идти в ногу с теми направлениями и с тем вектором развития, которые нам задает Правительство Российской Федерации. Не отставать, и стараться, чтобы было комфортно нашим детям в наших учреждениях – были созданы соответствующие условия, было комфортно работать педагогам, ну и конечно же, решать кадровый вопрос. Кадровые проблемы касаются не только нашего региона, это касается всей Российской Федерации. В Москве в мае проходил первый съезд руководителей муниципальных органов образования – нехватка кадров – это, конечно, проблема номер один. Поэтому, наверное, со стороны Правительства Российской Федерации такое внимание сейчас образованию, в том числе и педагогическим ВУЗам.




Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER