Ксения Лаврентьева

Журналистика – профессия древняя…



В чем же миссия репортера?


13 января в России отмечается профессиональный праздник работников периодической печати, СМИ, журналистов – День российской печати. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости».


Начиная с 1997 года, традиционно в День российской печати проходит вручение премии Президента России в области СМИ и грантов для поддержки проектов молодых журналистов.

…Как только ни называют журналистов – это и акулами пера, и представителями «четвертой власти», и бумагомарателями, и разгребателями грязи и т. д. Журналист – это очень важная фигура в современном социуме.

«Четвертая власть» и другое

Как утверждает Алла Черных в книге «Современные масс-медиа», на Западе и в России к настоящему времени сложились четыре базовые интерпретации социальной миссии журналистики.

Первую модель можно условно назвать моделью «четвертой власти». «Четвертая власть» – это метафора. Журналистика здесь рассматривается в качестве независимого и сравнительно автономного социального института, вовлеченного в управление обществом. Журналистика прямо или косвенно влияет на состояние общественного мнения, имеет влияние на конкретных представителей власти, а также воздействует на итоги выборов.

Вторая модель – модель социальной ангажированной журналистики. Она рассматривает СМИ в качестве орудия защиты всех гражданских прав отдельных лиц, средства выражения интересов всех структурных звеньев гражданского общества.

Третья модель – «факты говорят сами за себя» (информационная модель). Заключается в том, что в обязанности журналиста входит доносить информацию без оценки, т. е., строго говоря, предполагается превращение журналиста в беспристрастного информатора и отказ его от гражданской позиции.

Четвертая модель – СМИ как медиатор, посредник. Согласно этой модели, СМИ представляют собой «площадку», на которой организуется и поддерживается постоянный общественный диалог с целью достижения баланса сил в обществе.

Именно убеждение журналистов, что они – «рупор общества», стало фундаментом, на котором и держалась более двухсот лет концепция «четвертой власти». Ныне ситуация кардинально изменилась, по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, технологическое развитие привело к обретению ауди­торией собственного голоса, который невозможно игнорировать; во-вторых, сами журналисты считают себя «не наблюдателями фактов», но «создателями смыслов», претендуя на роль «второй власти».

Доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета, бывший главный редактор журнала «Полития», профессор Леонид Бляхер рассмотрел миссию профессии журналиста. В лекции для студентов специальности «Журналистика» он рассказал, что в разных политических системах журналистика выполняет разные функции.

Прежде чем рассматривать основные функции журналистики, Леонид Ефимович делает акцент на основных элементах политической системы: политическая нация, публичное пространство, конкурирующая политика.

Нация, согласно лекции, это не этнос, не природа, а способ осмысления себя в коллективном воображении (консолидированная нация). Именно пытаясь создать консолидированную нацию, позиция журналистов обладает нравоучительным характером. Функция журналистики в этом случае – моделировать прекрасное будущее, к которому будет стремиться человек.

Второй элемент – это публичное пространство. Публичное пространство – это место, где люди договариваются. Всем хорошо известно, что профессия журналиста публична. Журналистика представляет собой то публичное пространство, где журналист выражает свою позицию по тому или иному вопросу.

Третий элемент – конкурирующая или неконкурирующая политика. Здесь Леонид Ефимович употребляет термин «элиты». Элита – социальная группа, представляющая собой меньшинство, «высшее» в силу своей власти над другими группами или силу своего влияния в обществе. В политической науке выделяют три основных типа элит: властные элиты (элиты власти), ценностные элиты и функциональные элиты. Журналистика принадлежит к ценностной элите.

Ценностные элиты – это творческие группы, влияние которых на установки и взгляды широких масс позволяет причислять их к элитам: это видные философы и ученые, выступающие в роли экспертов и советников власти, т. е. интеллигенция в широком смысле слова, к которой относятся журналисты.

Производители смыслов

Журналисты формируют ценностную и смысловую сферу общества, наделяя мир и жизнь смыслом. Именно журналистов можно назвать «производителями смыслов», о чем говорилось ранее. Можно сказать, что журналистика установила особый тип господства в обществе – духовное господство.

Подводя итог своего выступления, профессор Бляхер подчеркивает основную функцию журналистики – это моделирование прекрасного будущего.

Взгляд изнутри

Я объясню свою точку зрения с позиции практикующего журналиста. Я работаю в общественно-политической газете «Вечерний Магадан» 4-й месяц. Тут возникает вопрос: почувствовала ли я миссию журналиста на своей шкуре? Я с уверенностью могу сказать, что, в силу маленького опыта работы, я пока не ощутила мощь миссии своей профессии в полную силу. Теоретически я осознаю, что это социально ответственная профессия.

Журналистика – «четвертая власть»? Сложно сказать. Социально ангажированная журналистика? Скорее всего, эта модель «поведения» журналистики мне ближе, потому что я чувствую себя защитником гражданского населения. Журналистика как информационная модель? Априори. В теории журналистики существует три группы жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические. В рамках информационных жанров (репортаж, новостная заметка и пр.) журналистика выполняет информационную функцию – доносить до людей информацию. Журналистика как посредник? Мне кажется, что посредник.

Согласна ли я с точкой зрения Леонида Бляхера? С одной стороны, я согласна с этим утверждением, потому что журналистика – это достаточно мощный инструмент для создания прекрасного будущего своей страны. Журналисты должны владеть словом, а слово, особенно аргументированное, дорогого стоит.




Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER