«Вся наша молодость прошла в порту…»



Своими воспоминаниями с «ВМ» поделились Александр Кузнецов и Николай Лепявский


Александр Кузнецов и Николай ЛепявскийНедавно Магаданский морской торговый порт отметил юбилей – 85 лет. В честь этого события проходил праздничный вечер, собравший большое количество гостей. Среди них были бывшие сотрудники-ветераны порта, приглашенные на юбилей предприятия – это Александр Кузнецов, ныне живущий в Волгограде и Николай Лепявский из Ростова на Дону.

Александр Васильевич Кузнецов – человек не только проработавший в морском порту не одно десятилетие, но и все это время ведущий летопись порта.

Даже когда он перешел на другую работу в областное бюро судмедэкспертизы, все свободное время он посвящал порту – приезжал, делал фотографии, репортажи, материалы о бригадах. Как он говорит, всегда старался подобрать нетривиальный язык изложения, писал, вкладывая душу в каждую, даже самую небольшую заметку.

Во время своей работы в порту он даже наладил выпуск собственной газеты предприятия – она называлась «Портовик» и пользовалась среди работников порта большим успехом. Выпуск газеты делал самостоятельно – от макетирования до печати. Отдельного внимания заслуживают его фотоснимки. В них запечатлена вся история Морского порта того времени. Любое мероприятие, которое тогда проходило, не оставалось без внимания Александра Васильевича. Наверняка у каждого сотрудника порта, работающего в то время, есть его снимки.

Николай Васильевич Лепявский – почетный работник морского флота, больше 40 лет отдал работе в торговом порту. Среди его наград: «Знак Почета», медаль «За трудовую доблесть», медаль «300 лет Российскому флоту»…

Родился и вырос на Дону. Три года отслужил на Северном флоте. После чего приехал в Магадан, где нашел, как сам признается, первую и последнюю свою любовь – морской торговый порт.

В комсомольско-молодежной бригаде, которую возглавлял Владимир Гусаров, был комсоргом и его заместителем. Когда Владимир трагически погиб, Николай Васильевич возглавил эту бригаду и проработал в ней больше 10 лет. В дальнейшем работал бригадиром докеров. Ушел на пенсию в 2013 году.

Много лет было отдано ветеранами работе в морском порту. На их глазах он рос, менялся, и, конечно же, они не могли пропустить его юбилей. Во время их пребывания в Магадане нам удалось встретиться и услышать из первых уст свидетелей о развитии и становлении Магаданского морского торгового порта.

Как все начиналось

Александр Кузнецов – Я пришел в порт в 1969 году и служил там помощником военного коменданта порта. Потом уволился в запас, но остался работать в порту – сначала стивидором, потом начальником смены и так до 1995 года.

Все время, пока там работал, я вел летопись порта – писал статьи, делал фоторепортажи. В порту был даже внештатный корреспондентский пункт, который я возглавлял. Все мероприятия, которые там проходили я освещал. Печатался в «Вечернем Магадане», «Магаданской правде», «Колымском тракте». Мои статьи публиковал и «Советский Сахалин», «Дальневосточный моряк», и журнал «Морской флот».

Все эти печатные издания с удовольствием брали мои материалы. Я старался делать их интересными. Очерки, рассказы о людях, например о бригадирах, таких как Азарий Амвросов, Виктор Боковой, Владимир Гусаров, Михаил Войтенко, Николай Грамотенко, Николай Лепявский, – да было о ком писать. А потом я много писал о подшефной школе № 21 – ведь практически все наши дети учились в этой школе. А еще было два портовских детских садика, два детских клуба «Юнга» и «Тайфун», культбаза, которую возглавляла Антонина Богуш, и которая пользовалась огромным успехом не только у портовиков, но и моряков стоящих под выгрузкой судов. С детворой из детских клубов мы побывали на экскурсиях во Владивостоке, купались в горячих источниках Паратунки на Камчатке, были и в других местах. Поэтому мне приходилось ездить везде, фотографировать и потом, языком фотографии, надо было рассказать о всех событиях. Было такое, что я ночевал в фотолаборатории. Ведь тогда цифровых фотоаппаратов не было – и пока пленки проявишь, просушишь, потом надо выбрать интересные кадры и напечатать, выпустить стенгазеты на всеобщее обозрение. Но хочу сказать, я везде успевал, и ко мне в порту было заслуженное уважение, и я этим горжусь до сих пор.

Николай Лепявский – Я в 1971 году пришел работать в порт, после службы на Северном флоте. Решил сначала приехать на три года, но они в конечном итоге превратились в 43 года (смеется).

Порт тогда состоял из двух полноценных причалов со складами, а третий был небольшой – деревянно-ряжевый, так называемый угольный причал. На нем хранился уголь для военного гарнизона.

Александр Кузнецов – И вот постепенно, уже на наших с Колей глазах порт начал строиться. Строительство было разбито по пятилеткам. Порт менялся – строились причалы, устанавливались современные портальные краны, стала поступать японская перегрузочная техника.

Николай Лепявский – Когда мы пришли, бригады были по 8-10 человек. Первая запись у меня в трудовой – портовый рабочий. Грузчик, портовый рабочий – бригада. Потом, где-то в начале 70-х, бригады стали укрупнять до 40 человек. До этого крановщики, механизаторы работали отдельно. А потом всех объединили. До
 80-х годов в бригадах было по 150 человек. Они были укрупненные, хозрасчетные, комплексные – УКХБ.

У нас бригадирами были – А. С. Амвросов, В. А. Гусаров, М. Н. Зорин, В. И. Першаков. Вот в это время мы, так сказать, воспитывались.

Морской порт активно развивался, началось строительство 4, 5, 6-го причалов. По плану их было всего 13. Появилась новая техника: пришли краны, японские погрузчики, естественно все стало по-другому.

Когда я устраивался в порт, люди оставались там работать только самые стойкие – из 10 пришедших человек – 9 увольнялись. Труд был очень тяжелый, зарплата невысокая… А чуть позже, когда груз уже был пакетированный – стало намного легче, появилась механизация – гораздо интереснее работать стало. Зарплаты тоже пошли вверх.

Естественно, народ потянулся в порт. Когда хорошая зарплата, люди держатся за свои места, а значит, высокая дисциплина, организация. Потому что без стимула нельзя. Уже устроиться в порт – была проблема. Я бригадиром уже работал, как тогда шутили: «Попасть в порт? Легче стать секретарем Горкома».

Чтобы помнили

Николай Лепявский – Я работал в комсомольско-молодежной бригаде у Володи Гусарова. Этот человек был для меня и учитель, и брат, и друг. Его смерть была для нас всех шоком. Для всего города.

Александр Кузнецов – Володя Гусаров был уникален тем, что умел работать на любой «железяке»: на кране, на автокаре… Всем, что крутится и вертится. Руки у него были золотые.

Николай Лепявский – Мы ему говорили: тебя на самолет посади, ты и на самолете полетишь… Это была одна из его хороших черт. Еще он умел найти к любому подход и разглядеть в нем предрасположенность к чему-либо.

Видел человека и говорил: этот будет крановщиком, а этот будет на автокаре. Он умел распознать, кто и на что способен.

И организатором был замечательным. Допустим, 40 человек могли выполнить какую-то определенную работу, а с его организацией эту же работу и гораздо быстрее делали всего 10 человек.

Но самое ценное в нем было – его человеческие качества. Он не мог оскорбить человека, никогда ни на кого не кричал. У него было слово такое – «мальчишки»… И когда другие уже начинали ругаться, он просто говорил: – «Мальчишки, ну когда ж мы уже закончим»…

Своим примером, своим поведением для меня он был учителем. И когда он трагически погиб… Мне казалось, что, наверное, работа в порту должна остановиться – такое большое место он занимал…

От редакции: Владимир Гусаров за достигнутые успехи был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Трудовой Славы III степени, медалью «За трудовую доблесть». В 1978 году бригаде Владимира Гусарова было присвоено звание «Имени 60-летия ВЛКСМ», в 1979 году коллектив получил вымпел «Победитель соцсоревнования Министерства морского флота».

Самый дружный коллектив

Николай Лепявский – Когда мы работали – интересное время было. Совместно с комсомольско-молодежными бригадами горняков, транспортников, работников торговли мы постоянно проводили какие-то мероприятия, соревнования, творческие вечера. И что интересно, это способствовало работе.

А какие спортивные команды выступали за порт! Только футбольных 4 команды было – «Водник-1», «Водник-2», «Портовик», «Ветераны»… Тут уже равных не было. Хоккей с мячом и футбол – это было просто что-то. И коньки, и волейбол, и стрельба. Коллектив был замечательный – все молодые, спортивные.

Почему мы были дружными – нас связывала одна зарплата – один наряд, все прекрасно понимали, что от вклада каждого, от работы зависит общая зарплата. Отдыхали тоже вместе…

Александр Кузнецов – Самый сплоченный коллектив был у Магаданского торгового порта, не было ни одного в городе предприятия, которое бы так дружило, и до сих пор дружит.

Вообще люди, которые работали в порту, конечно, были интересные. Юрий Максимович Максимских – главный экономист – уникальный человек был. Он все считал в уме. Хотя долго не мог получить образование – в институт поступил в 1939 году, а закончил его в 50-х годах. Так получилось, то война, то еще что-то, но все равно закончил. Но считал он очень хорошо.

Николай Лепявский – Еще у нас был Иосиф Исакиевич Гринфильд – это тоже легенда. Он был главным диспетчером, диспетчером по планированию и все диспетчера – Наливайский, Светличный, Тарасенко – это его ученики. У нас диспетчерская служба была уникальная. Какие бы задачи не стояли – они со всем справлялись – знали как расставить людей, как расставить суда, чтобы все это поместилось и план был выполнен.

«Такого еще никогда не было, нет, и не будет, чтобы портовики не выполняли план» – это его коронная фраза. Потом, когда он уехал, у нас этот лозунг так и остался.

И еще один лозунг у нас всегда висел в диспетчерской – «Кто хочет работать, тот ищет способы, кто не хочет – ищет причины».

Вообще у нас в коллективе люди были сильные и духом, и телом, и юмор отлично понимали.

Александр Кузнецов – Еще Алексей Андреевич Наливайский у нас был диспетчер интересный. Меня почему-то все время называл Толей. Утром прихожу: – Здравствуй, Алексей Андреевич! А он мне отвечает: – А Толя, привет! Я говорю: – Мне вообще-то уже 40 лет, и я вроде всегда Сашей был… А он отвечал: – Мне просто так удобно. И лет 12 он меня называл Толей, что ни говори. Но он был такой человек замечательный, что обижаться на него нельзя было. Еще почерк у него был, конечно, особенный – «китайские иероглифы», которые разбирала только диспетчер Жанна Андреева печатавшая протоколы ежедневных диспетчерских совещаний за его подписью.

Николай Лепявский – Вообще попасть на работу в порт специалистам было очень непросто. В Магадан приезжали в основном отличники, ребята с высокими оценками. Естественно, во время работы они все росли. Но начальником порта все стать не могут. Поэтому, достигнув своего потолка, они переходили на другую работу – уезжали в Ленинград (Санкт-Петербург), в Ригу, в Таллин, Владивосток, Находку. Специалистов, которые прошли школу Магаданского морского торгового порта принимали на ура во все организации, и на высокие должности. Кузница кадров у нас хорошая была. Да и сейчас также.

Александр Кузнецов – А какие праздники у нас в порту были... Самые знаковые – это выгрузка миллионной, двухмиллионной и трех- миллионной тонны народно-хозяйственных грузов. Или встреча дизель-электрохода Василий Федосеев под руководством знаменитого капитана-полярника Т. Ф. Кривохижина, пришедшего с грузом по Северному морскому пути без ледокола из Мурманска в Магаданский порт в течение трех недель. Или уникальная выгрузка трансформатора с трейлером общим весом более 150 тонн для Аркагалинской ТЭЦ. Посмотреть на ювелирную работу докеров приходили все портовики. И такой ювелирной работы было в порту очень много. Честь и хвала всем кто работал в тот период. Сейчас, к сожалению, такого нет. Да и грузооборот порта сейчас далеко не тот и как хочется верить в то, что порту, со временем вернется былая слава.

Николай Лепявский – Каждому времени свои традиции. Тогда было так. Сейчас появилось что-то новое. Я был в порту. Мне понравилось, что доска почета возродилась. Ее не было. Порт в целом изменился в лучшую сторону. Честно говоря, когда я на днях прошел по нему, он меня приятно поразил. Снесли весь хлам, чистота, порядок, который был когда-то. Касочки, спецодежда международных образцов, стиральные машины стоят – робу надо постирать – пожалуйста. И дисциплина, конечно, железная – везде камеры стоят. Реконструкция двух причалов просто супер. Я считаю, что любая задача, которая будет ставиться области по завозу – без вариантов Магаданским морским торговым портом будет выполнена.

А что сегодня?

Пришло время, и наши герои решили уехать из Магадана. Каждый вернулся на свою Родину. Александр Васильевич Кузнецов переехал в Волгоград в 2005 году.

«Я сейчас живу в Волгограде. Я там родился, вырос, учился, работал на заводе. Потом пошел в армию. Начинал служить в Виннице, в дальней авиации, потом перевелся в Тикси, и в 1967 году приехал в Магадан. Уже здесь закончил юридический институт в 1973 году. Потом моя дочка его закончила. Внуки здесь родились, сейчас они живут в Краснодаре», – говорит Александр Васильевич.

Несмотря на время и расстояния сотрудники порта не теряют друг друга из виду и постоянно поддерживают связь. Как они сами признаются: благодаря звонкам и социальным сетям создается впечатление, что никуда не отрываешься, находишься в постоянном контакте.

«Я связь держу со всеми портовиками, которые живут на материке. Один живет в Нью-Йорке, другая наша сотрудница в Австралии. Мы по скайпу все общаемся. Когда был торжественный вечер в честь 85-летия Магаданского морского торгового порта, я даже не думал, что встречу столько знакомых. Все обнимаются, узнают друг друга. Это понятно. Вся наша молодость прошла в порту», – отмечает Александр Васильевич.

Сегодня собственный фотокорреспондент, член Союза журналистов России, член Международной федерации журналистов Александр Кузнецов работает в «Медицинской газете».

Николай Васильевич Лепявский уехал в Ростов пять лет назад. Как он рассказывает, первое время было очень тяжело, несмотря на то, что приехал в город, где родился.

«Но потом я взял кусок земли, построил домик, баньку, посадил виноград, в общем, нашел себя на новом месте», – говорит он.

Тем не менее, с Магаданом он связь не теряет.

«Здесь остался мой сын со своей семьей. Радует то, что в городе есть все для хорошей жизни. Стадион какой шикарный, один каток, второй каток, сейчас бассейн строят. Это очень хорошо. Нужно зацепить людей, чтобы они хотели здесь остаться.

Когда сюда летел, стоял возле стойки регистрации – процентов 80% моих попутчиков – это была молодежь. Я сразу обратил внимание. Значит, молодые люди здесь живут, работают, и никто не собирается никуда кочевать. Это очень радует. Так что Магадан живет и будет жить», – подытожил нашу беседу Николай Лепявский.



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-73952 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Н.А. Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное бюджетное учреждение города Магадана «Редакция общественно-политической еженедельной газеты «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Адрес учредителя 685000, г. Магадан, пр. К.Маркса, 40

Электронный адрес evenmag@citylink.ru

СДЕЛАЛ AIGER