Присоединяйтесь

Василий Образцов

Горный участок «Эдванс». Рудник Урчан



Колымские истории


Отвалы на одной из сопок. Горный участок «Эдванс». Рудник УрчанМиновав поселок и ОЛП № 15 «Урчанский», наш УАЗ держал свой путь в сторону горного участка «Эдванс». Наш багаж знаний об этих местах состоял из нескольких строк из книги Инны Грибановой «Тенька — виток спирали»: «Добыча руды на месторождении (участок Эдванс) велась с 1951 по 1959 г., и за это время было добыто 450 т олова. …поселок горного участка – в истоках руч. Эдванс, в 6 км от центрального».

Местонахождение остатков зданий и сооружений, которые имелись на спутниковом снимке, были забиты на карте навигатора, с штольнями и стволами рудника(ов) дело обстояло сложнее — их еще предстояло найти.

О приближении к месту добычи касситерита нам поведали отвалы пустой породы на склоне одной из сопок. Смущало только одно — по собранным данным, «Урчан» занимался подземной добычей руды, переработку касситерита вели совсем в другом месте, тогда откуда отвалы?

Но в нашем путеводителе — книге «Тенька — виток спирали» нашелся ответ и на этот вопрос: «В 80-е годы здесь велась старательская добыча». Следовательно, отвалы — дело рук старателей. Но добычу касситерита вели здесь, и мы идем в верном направлении — к промзоне рудника «Урчан».

Металлические сани. Горный участок «Эдванс». Рудник УрчанВскоре в распадке у ручья на глаза попались железные сани для перевозки техники или оборудования, оставшиеся здесь со времен работы старателей. Тут же присутствовали узкоколейные рельсы, явно времен Дальстроя.

– Юра, тормозни. Я пойду, посмотрю…

Есть у меня страсть — поискать на найденном производителя и год выпуска, таблички, эмблемы или любые другие знаки идентификации. Такое любопытство уже не раз приносило поразительные плоды…

Рельс узкоколейный. Произведен на заводе ИЗТМ. Горный участок «Эдванс». Рудник УрчанСпустившись к своим находкам, на одном из рельсов обнаружил новую для себя надпись — ИЗТМ, ранее такое мне не встречалось.

Недолгий поиск в интернете дал свои результаты. ИЗТМ — Иркутский завод тяжелого машиностроения, который был основан в 1907 году на окраине Иркутска, как обозные мастерские для нужд российской армии. Привет Иркутску! Ваша продукция нашлась и на Колыме.

К сожалению, это был единственный такой рельс из осмотренных, все остальные находки были куда привычнее.

На этом рельсе маркировка – КМЗ им. Сталина, выпущен в сентябре 1950 года. Произведен на Кузнецком металлургическом заводе — первенце сталинской индустриализации, некогда крупнейшего в стране производителя рельсов.

Вагонетки и рельсы. Горный участок «Эдванс»Рельсы этого завода наиболее типичны для рудников и приисков Дальстроя и применялись практически везде. В своих путешествия встречал рельсы производства этого завода от 1933 года и по 1952 год…

Въезд на горный участок у дороги сторожит КАМАЗ. Рудник УрчанЕще метров через 50-60 нашу экспедицию в кустах на обочине дороги встречал самосвал КАМАЗ, судя по всему, брошенный здесь старателями.

Вид этого частично ограбленного КАМАЗа привел меня в замешательство… Представьте себя в роли археолога, ведущего раскопки очередной пирамиды на плато Гизы и достающего из саркофага фараона бритву «Gillette», лучше которой для мужчины нет… Вот и я находился в таком же состоянии — искал Дальстрой, а нашел КАМАЗ, который в бытность работы автоэлектриком изрядно попил мне крови…

Видимо, техническая неисправность не позволила трудяге добраться до трассы своим ходом, а вызволять машину из этих мест у хозяев не было ни сил, ни желания… Вот так и остался он памятником и вечным сторожем у входа в горный участок «Эдванс» рудника Урчан.

Одно из строений на горном участке «Эдванс». Рудник УрчанЧерез сотню метров после памятника у дороги нам встретились первые строения предполагаемого поселка горного участка «Эдванс», в количестве двух единиц. Почему предполагаемого поселка? Об этом позже…

Первым строением на нашем пути был покосившийся сарай, явно к Дальстрою имеющий слабое отношение. Построен из доски, сверху обшит рубероидом.

Внутри помещенияВнутри все очень скромно и просто, из мебели остались вполне современная тумбочка и стол. По самому строению можно сказать, что строилось старателями на скорую руку и явно не как капитальное. А следовательно, к поселку горного участка, который мы ищем, он не имеет никакого отношения.

Одно из строений времён Дальстроя. Горный участок «Эдванс». Рудник УрчанРядом с первым встреченным строением стоит уже капитальный дом, срубленный из бревен. Видно, что разделен на две части и в одной из них — небольшое окно. Покрыт рубероидом, но это уже дело рук старателей, приспособивших этот дом для своих целей.

Уцелевшее здание времён рудника «Урчан» на горном участке «Эдванс»Снимок фасада этого же дома. Примечательно, что при постройке дверной проем располагался в другом месте, но позже был частично заложен и на его месте установлена оконная рама, а дверь сделали в небольшом отсеке дома. Видно, что работы эти были произведены еще во время существования рудника, сомневаюсь, что артельщики так стали бы переделывать здание.

Одна из оконных рам валяется возле проема, с уцелевшими стеклами, рядом с домом — столб линии электропередач с изоляторами.

Внутри строенияА это уже внутри помещения. Большая часть стен обшита досками, это уже дело рук старателей, которые здесь обитали в свое время. На той части стены, что не подверглась переделке, заметны следы от дранки. Видимо, дом внутри был изначально обит дранкой, оштукатурен и побелен. Столы, полки, топчаны – уже дело рук старателей.

От старательской артели остался и ящик из-под взрывчатки, которую они использовали при разработке касситерита открытым способом.

Больше на этом месте не было найдено других сооружений времен рудника «Урчан», и вопрос о поселке горного участка все оставался открытым… Да и сказать, что в этом месте можно было еще поставить жилые дома, было затруднительно.

Промприбор старателей в долине ручья ЭдвансОчередная находка была от домов на расстоянии метров десяти, на ручье Эдванс. Встречи с нами ожидал практически целый промприбор старателей…

Вид на прибор и склон сопки от дороги. Хорошо видны следы деятельности старателей. Отвалы пустой породы, которые бульдозером убирали от прибора по склону сопки.

Отвалы у промприбораА здесь уже вид на весь промприбор целиком. Состоит, на первый взгляд, из двух узлов — скруббера (бочки) и отсадочной машины, агрегаты находятся практически в целом состоянии. Такое ощущение, что люди уходили с этих мест в срочном порядке, побросав все, что было. После осмотра возникло ощущение, что если к нему подвести электричество и подать воду, то можно снова начинать промывку касситерита.

Видно, что при изготовлении и сборке промприбора старатели активно использовали металлолом, оставшийся от рудника Дальстроя. Здесь были найдены шахтерские буры и рельсы от узкоколейки, приваренные к станине.

В Магаданской области, как правило, работали промприборы местного производства, которые выпускал завод № 2 и МРМЗ. И я был абсолютно уверен, в том, что моя находка родом с Колымы. Однако передав снимки скруббера хранителю музея МРМЗ Борису Семченко, получил от него ответ, что завод в нем своего блудного сына не признает… Так что это либо было произведено вне Колымы и было привезено сюда, либо артельщики настолько модернизировали агрегат за время работы, что создатели не смогли опознать свое детище.

Отсадочная машинаПеред вами отсадочная машина для доводки касситеритово-кварцевых концентратов; их обрабатывают на отсадочных машинах и концентрационных столах. Содержание олова в концентратах из отсадочных машин достигает 70%.

Если говорить о принципах работы – то нам попалась отсадочная машина с неподвижным решетом. Вот в это решето (сетку) и проваливались крупинки второго металла Дальстроя – касситерита, на самой сетке оставались фракции побольше размером (самородки), а все остальное продолжало свое путешествие дальше по желобам.

Полученный подрешетный концентрат по трубам уходил на дальнейшую обработку.

Как правило, хвосты отсадочных машин идут в гидравлический классификатор и на дальнейшее обогащение. В нашем случае хвосты без шума и пыли уходили в ручей Эдванс.

Вибрационные столыИздалека и не определишь, что скрыто под завалившимся строением. Только подойдя ближе, мы поняли, что здесь был конечный этап промывки породы и стояли вибрационные (концентрационные) столы, так называемые столы Вифлея.

Именно сюда подрешетный концентрат по трубам приплывал с отсадочной машины для дальнейшего обогащения.

Обработка на вибрационных столах – финальная стадия переработки руды в данном случае. Отсюда готовый концентрат увозили на фабрику в Омсукчан.

Табличка на одном из агрегатов вибрационного столаПока я осматривал и фотографировал окрестности, Капитан не терял даром время. За время наших путешествий мой напарник тоже втянулся в поисковую деятельность, и его наметанный глаз часто видел те вещи, которые в спешке упускались из виду. Также было и в этот раз, пока я снимал общие планы, Юра нашел табличку на одном из агрегатов вибрационного стола.

Интересна дата выпуска этого агрегатаПорой скромная табличка, клеймо или символы на агрегате могут рассказать куда больше, чем свидетельства очевидцев, могут поставить последнюю точку в споре или выбрать правильную версию. В этот раз находка принесла год изготовления – 1963. Можно предположить, что промприбор работал здесь после середины 60-х годов ХХ-го века.

Уже после поездки мне повезло познакомиться с Николаем Сухаревым, который бывал в этих местах по роду своей деятельности. Именно Николай своими рассказами помог мне более тщательно разобраться в последальстроевской истории этих мест.

Приведу несколько отрывков из его повествования: «Мне приходилось неоднократно бывать на Урчане по работе в 80-е годы ХХ-го века. Я приезжал на Урчан наездами с проверкой состояния безопасности при ведении горных и взрывных работ, за 15 лет побывал четыре или пять раз.

На Урчане работала старательская артель, вела добычу касситерита открытым способом. Жили старатели в сохранившихся домах старого лагеря.

Впервые я побывал на Урчане где-то в середине 70-х годов ХХ-го века летом. Старатели занимались промывкой песков, добывали касситерит. Промывали пески на обычном промприборе (вот кажется мне, что в этот период старатели промывали отвалы рудника Урчан – О.В).

Второй раз мне довелось побывать на Урчане в средине 80-х годов, тоже летом. Старатели обрабатывали руду на примитивной обогатительной фабрике (небольшая мельница и шлюз). Руда была складирована в отвал около прибора, ее привозили сверху самосвалом. Эти работы велись в самой долине ручья, выше лагеря примерно в 500-800 метров».

Площадка, сооружённая старателями у вибростоловСамодельный стол возле промприбора. Отличительные подставки у этого стола — в них легко можно узнать шахтные вагонетки… Это были первые следы от рудника «Урчан», помимо найденных рельсов.

Кроме одного дома, пары вагонеток, столбов электропередач и кучи металлолома больше мы ничего и не нашли… Осмотр истории времен работы старательской артели расширил кругозор, но мы сюда приехали совсем не за этим.

А где же поселок горного участка? Где же штольни и стволы рудника, где за время существования с 1951 по 1959 годы было добыто 450 тонн олова?

Одно из строений времён Дальстроя. Горный участок «Эдванс». Рудник Урчан..Выше по распадку на площадке виднелось еще одно здание, а на склоне сопки — развалины строения. Я решил отправить Капитана до этих мест на машине, а сам пошел по склону сопки, забираясь выше, к развалинам строений. И как впоследствии оказалось, поступил абсолютно правильно.

Полузасыпанная вагонетка.Поднимаясь по склону сопки, взглядом отмечал разбросанные рельсы, остатки вагонеток и других принадлежностей узкоколейной дороги.

Вот на противоположном склоне распадка колесные пары от вагонетки. Примечательно, что все эти остатки от узкоколейки встречаются от первого здания горного участка и до истоков ручья Эдванс, в других местах по дороге таких находок не было…

Заваленный вход в штольню на на горном участке «Эдванс»В метрах 5-10 до цели своего подъема – развалин, я чуть не пробежал мимо металлолома, который торчал из завала породы. На всякий случай запечатлел этот факт объективом и поспешил дальше.

Уже значительно позже, когда собирал материалы и готовил репортажи о путешествии на Урчан, я не раз поблагодарил себя за привычку фотографировать то, на что падал взгляд…

Сам того не зная, запечатлел вход в штольню рудника, остатки от узкоколейного пути и трубу, по которой в рудник подавался воздух. Но эти выводы были сделаны гораздо позже, а пока я неуклонно приближался к цели своего подъема.

Шахтные вагонеткиНа подходе к развалинам натолкнулся на свалку кузовов от шахтных вагонеток.

Если на колымских приисках времен Дальстроя, как правило, встречаются вагонетки Коппеля разных модификаций и грузоподъемности, то в шахтах и рудниках можно найти редкие и порой уникальные экземпляры, произведенные на заводах АРЗ и № 2 в городе Магадане либо изготовленные умельцами непосредственно на рудниках под свои условия.

Встречаются и такие вагонетки, что и в справочниках тяжело найти их происхождение и обозначение, привезенные на Колыму с «материка».

Остатки от высоковольтной опорыЭтот тип вагонеток интересен тем, что счет своей конструкции и поворотного механизма могла разгружаться в любую сторону через откидывающийся задний борт. Как правило, в шахтах и рудниках тех лет применялись более простые по конструкции вагонетки, но на руднике «Урчан» встретилось такое чудо…

Присмотревшись к лежащей на земле конструкции, опознал в ней высоковольтную электрическую опору. А это становилось интересно, об обеспечении рудника электроэнергией данных я нигде не нашел…

Развалины подстанции в верховьях ручья ЭдвансВ свое время опора стояла рядом со строением, которое и обрушило при своем падении. Еще одной находкой, достойной внимания, было присутствие здесь высоковольтных изоляторов для трехфазной электрической сети.

А вот и одна из первых любопытных находок – трехфазный рубильник, установленный на павшем столбе. Вывод напрашивался сам – наличие в этих местах трехфазных электрических сетей и потребителей.

Первая мысль по поводу разрушенного здания – во время работы рудника здесь располагалась местная электростанция, предназначенная для обеспечения электричеством подземных работ.

Смущали только размеры здания, для электростанции они были очень скромными и отсутствие фундаментов (оснований) для двигателей и генераторов.

Корпус от масляного трансформатора ТМ-50 -6Рядом с развалинами здания был обнаружен корпус от понижающего масляного трансформатора ТМ-50/6. А ниже этого места, почти в самом распадке, валялось еще пара корпусов от трансформаторов помощнее.

По техническим характеристикам находок стало понятно, что в разрушенном здании располагалась понижающая подстанция, а к ней подходила высоковольтная линия напряжением в 6 кВ, а уже с подстанции в рудник и на различные механизмы горного участка «Эдванс» подавалось 380 вольт.

От этого места одна линия столбов уходила в сторону ОЛП «Урчанский», вторая линия электропередач уходила на перевал.

Воздушный компрессор высокого давления.В этом же здании подстанции стоял электрический воздушный компрессор высокого давления, предназначенный для подачи сжатого воздуха в рудник участка «Эдванс».

На его ресивере стоит дата изготовления – 1958 год, а дата последней поверки — март 1961 года.

Работавшие позже здесь старатели вели открытую добычу касситерита и подземных работ не вели.

Также не было в этих местах и высоковольтной линии в 1970-1990 годы, промприборы обеспечивали электроэнергией передвижные дизельэлектростанции, которые старатели располагали рядом с приборами.

По находкам можно предположить, что подземные работы здесь велись еще в начале 60-х годов ХХ-го века и рудник был закрыт и работы на нем были прекращены не в 1959 году, а минимум на несколько лет позже.

Капитан терпеливо ожидаетТеперь мой путь лежал вниз, через распадок, к уцелевшему зданию, над которым меня терпеливо ожидал Капитан. Но внутренний голос призывал подняться по склону еще выше, и отказать я ему не смог.

В истоках ручья Эдванс. Видны и первые проходческие траншеи геологов Дальстроя и следы работы бульдозера старателейУдивительный вид на склоне сопки, на которой кирками, лопатами и отвалами бульдозеров написана история борьбы человека за подземные богатства этих мест, второй металл Дальстроя — касситерит… Здесь следы деятельности человека за 40 лет.

Можно различить узкие разведочные траншеи геологов Дальстроя и широкие полосы, оставленные бульдозерами старателей.

А с вершины сопок переваливался туман, скрывая под своим белым молоком распадок и окрестные сопки.

Рукотворный каньон..Мой подъем закончился у входа в рукотворный каньон, от вида которого забилось сердце. Это был последний шанс обнаружить неуловимые штольни и стволы рудника богатого месторождения. Я уже находился у самых истоков ручья Эдванс, у второй границы горного участка, судя по описанию. Далее искать неуловимый рудник смысла уже не было.

В конце рукотворного каньона был виден долгожданный вход в штольню. До нее было метров 50, которые нужно было преодолеть по мокрым и скользким от мороси и тумана камням.

Практически у самого входа в каньон – провал в склоне сопки, на дне которого лежат согнутые и скрученные рельсы. Что здесь было – взорванные штольня, ствол рудника или просто обвал кровли – сказать сложно.

Провал в месте обвала кровли рудникаА этот провал большей частью обязан образованием вашему покорному слуге. Пройдя метров 10 от входа в каньон, увидел небольшой провал в земле и решил не испытывать судьбу, прижался к краю каньона, решив пройти у самой стены. И оказался абсолютно прав, потревоженная порода начала движение вниз и провал значительно расширился в размерах. В связи со своим благоразумием, я лишился возможности оказаться в роли спелеолога рукотворной пещеры. А по своей воле туда спускаться уже не стал, полюбовавшись видом сверху.

Мораль проста — будьте аккуратны и внимательны в местах горных выработок! Сбережете себе — здоровье, службе спасения — время, а близким — нервы…

Штольня рудника в верховьях ручья ЭдвансА вот и цель путешествия по каньону, вход в штольню рудника. Интересная особенность штольни — она вырублена в монолите и ее проходка осуществлялась без привычных крепей из дерева, ее близнеца я видел немного раньше в летнем путешествии — на руднике «Сталинградец».

Из описания рудника «Урчан»: «Вмещающие рудные тела – монолитные граниты сравнительно слабо трещиноваты, что позволяет производить горные работы без дорогостоящего крепления…»

В штольне рудника рудника «Урчан»Тут как в пещере Алладина — фантастическая игра цветов на стенах, ледяные сталактиты и сталагмиты, замерзшее небольшое озеро на полу штольни. Первые 5-6 метров были свободны для обозрения и душа звала идти дальше за повороты, чтобы получить ответ на вопрос — а что там дальше? Благоразумие снова взяло верх и я отказался от дальнейшего исследования рудника без соответствующей экипировки, опыта и сопровождения… Порой и умный в гору не идет…

В самом рукотворном гроте температура минусовая, несмотря на то, что через несколько метров, у входа, властвует колымское лето.

Сделав несколько снимков от входа, решил пройти несколько метров внутрь пещеры и отснять с другого ракурса… И угораздило меня выдохнуть… Тут же от моего дыхания в воздухе образовался туман, сорвавший намечающуюся фотосессию. Пришлось покинуть пещеру, подождать пока осядет и растворится туман, а потом задержать дыхание и сделать ряд замечательных видов внутри рукотворной пещеры.

Ствол рудника в верховьях ручья Эдванс..Покинув рукотворный каньон, взял курс на дом, и в метрах 60-70 обнаружил вот такой капитальный, обшитый деревом ствол рудника. К моему сожалению, ствол рудника оказался заваленным и, кроме сруба, больше смотреть особо было не на что.

На этом поиски рудника на горном участке «Эдванс» были закончены. В результате было найдена один рудник, две его штольни и один ствол.

Найдено было очень мало, честно говоря, и это было удивительно. Фактически на основе увиденного получалось, что все годы работы рудника, а это порядка 10 лет, добыча касситерита велась в одном руднике и из нее было добыто более 450 тонн касситерита? Внушительная цифра… Получается, что я увидел только вершину айсберга, а сама гора изнутри источена ходами, как хороший сыр дырками?

Или может я что-то все-таки пропустил при осмотре и Эдванс скрыл от меня свои секреты?

И где привычные с характерным цветом отвалы пустой породы, которые можно легко найти у любой долго работающей и уважающего себя рудника, как, например, на рудниках «Днепровском», «Хете», «Сталинградце» и так далее? Ничего этого здесь не было… Может эти отвалы в первую очередь и промыли на своем приборе радостно старатели?

В рассказе Николая Сухарева намек на это есть: «Впервые я побывал на Урчане где-то в середине 70-х годов ХХ-го века летом. Старатели занимались промывкой песков, добывали касситерит. Промывали пески на обычном промприборе».

А когда отвалы закончились, пришлось старателям мельницу делать, чтобы породу мельчить… Но опять же, это только предположения.

Через пару недель после публикации репортажа невольно вернулся к вопросу отвалов, точнее даже не сам, а один из уважаемых мной людей смог меня вернуть к этой теме.

Итак, что мы имеем. За время существования рудника было добыто 450 тонн олова. В среднем процентное содержание касситерита на этом месторождении составляет 2,5%. В таком случае для добычи такого количества олова было необходимо извлечь из горы 18 000 тонн породы. Возвращаясь к самому месторождению: промышленный тип — коренное касситерит-турмалиновое (граниты). Примерная плотность гранита – 2,7-3,0 т/куб.м.. После арифметических действий получим, что было извлечено около 6000 кубометров плотной породы. После дробления объем должен был увеличиться, как минимум вдвое, то есть – 12 000 кубометров песка.

Теперь пересчитаем по общедоступным данным любимого интернета. В источниках утверждается, что для добычи 1 тонны олова необходимо переработать около 300 тонн руды, причем расчет берется, исходя из процентного содержания от 0,01 до 0,7%. Если скорректировать на процентное содержание Урчана (2,5%), тогда на 1 полученную тонну олова придется около 100 тонн руды. В результате будем иметь 15 000 кубометров породы.

Вопрос тот же – где отвалы и где песок? Одним словом — рудник есть — а вопросов меньше не стало…

Пора было переходить к изучению последнего уцелевшего здесь дома и хорошей свалки металлолома рядом с ним. Бодро перемахнув через распадок я поспешил к дому…

Выше на дороге, недовольно бормотал наш УАЗ цвета «марино» и терпеливо ждал Капитан, когда мне надоест носиться по развалинам…

По внешнему виду — дом времен работы рудника «Урчан», добротное здание из бревен, простоявшее почти 70 лет…

Дом снаружи был обит дранкой и оштукатурен. И красиво, и лучше сохранялось тепло.

На крыше вместо привычной щепы времен Дальстроя лежит уже рубероид, скорее всего, это работа артельщиков, которые использовали дом в своих целях.

Внутри домаДом имел не только наружною, но и внутреннюю отделку. Сохранились участки оштукатуренной и побеленной стены, причем побеленной в два цвета.

Кровать, обитая дермантином дверь — это уже то, что осталось от артельщиков, базировавшихся здесь.

Рядом с домом небольшая живописная свалка из трех печей. Домов и строений не осталось, а печи уцелели. Вполне вероятно, что на этой площадке на склоне сопки стояло несколько домов, но уцелел только один. Возможно, что были отапливаемые строения и у входа в рудник.

Свалка печей у домаНо назвать это поселком нельзя, скорее технологическими зданиями, которые служили для обеспечения работы рудника. Склады, дома мастера, обогревочные и так далее…

Если брать по аналогии с другими рудниками, то в каждой промзоне, у каждого рудника был ряд строений различного назначения, но поселком их никто не называл… Да и смысла располагать поселок в таком неуютном месте было мало. Дров поблизости нет, сюда их пришлось поднимать из долины или через перевал.

Из осмотра горного участка «Эдванс» можно сказать о том, что поселок горного участка если и существовал, то только на бумаге…

ЛебедкаВыше я уже говорил о живописной свалке металлолома возле дома. После осмотра строения я отправился на ее изучение, надеясь найти что-нибудь интересное. Вот одна из находок — лебедка времена рудника «Урчан». Ручная или механическая и для чего была предназначена — ответа не будет…

Табличка на корпусе лебедки рассказала о ее происхождении. Родом она из города Бузулук в Оринебуржской области.

Колёсная пара от вагонеткиРядом с лебедкой валяется очередная колесная пара от вагонетки. К самим вагонеткам и технологическим узкоколейным путям вернемся чуть позже…

Вагонеток тут много… Вот один из типов — шахтная вагонетка с торцевым отвалом. На таких вывозили из штолен породу и руду для дальнейшей транспортировки.

Вагонетки и рельсы. Горный участок «Эдванс»А вот еще один вид вагонеток, который применялся здесь. В отличии от предыдущего типа, про эти интернет молчит.

ВагонеткаВагонетки с боковыми свалами, сваренные. По внешнему виду можно предположить, что изготавливались они здесь же, на руднике «Урчан». Вагонетки шире шахтных и предположительно использовались на поверхности, а не в руднике. Имеют низкий центр тяжести и скорее всего использовались на технологической узкоколейке с большими уклонами и поворотами рельсового пути.

Позже, в разговоре с Николаем Сухаревым, я показал ему фотографии найденных вагонеток. Николай рассказал, что подобные вагонетки ему встречались, но эти, с рудника «Урчан», гораздо ниже по высоте.

Вагонетки у домаВагонетка такая не одна, только у дома их три штуки, если поискать, то думаю, можно было найти еще больше.

Такое вот обилие и разнообразие вагонеток и большого количества узкоколейных рельс на небольшой по размеру территории навели меня на ряд мыслей…

А как вообще руду с рудника транспортировали на обогатительную фабрику?

Вот перед вами фрагмент спутниковой карты горного участка «Эдванс» с обозначенными находками этого года. Сплошной красной линией обозначена дорога, ведущая на перевал и далее к поселку в долине ручья Бедный, а затем и к поселку Старая Яна.

Карта горного участка «Эдванс». Рудник «Урчан»Отрисовка дороги взята с карты генштаба этих мест 50-х годов ХХ-го века. По карте видно, что дорога у первых строений горного участка уходила в сопку и далее шла по седловине хребта. К самому руднику и его штольням, никаких дорог и подъездов не отмечено. Конечно, карта генштаба не аксиома и на ней порой многое не обозначено, но все-таки…

Допустим, что из рудника до фабрики руду доставляли на машинах, расстояние-то приличное. Но от первого дома, до штолен рудника идет резкий подъем, который вряд ли бы был под силу автомобилям того времени, только тракторам.

Подумав над всеми этими фактами, посидев над картами и фотографиями, в голову пришла мысль. А не было ли от штолен до начала участка бремсберга, по которому на этих небольших, но широких вагонетках руду спускали до бункера, где ее уже загружали на машины? Для работы бремсберга и других механизмов в наличии было электричество, подстанция была рядом.

Из штолен руду и породу вывозили на шахтных вагонетках, где пересыпали в вагонетки бремсберга, и в них уже руда доставлялась до бункера, где происходила загрузка на машины и потом уже отвозилась на фабрику для переработки.

Тогда обретал смысл и первый дом, который построен вроде как на пустом месте…

Если рядом находился бункер и конец бремсберга, то там могла дежурить смена, обслуживающая бункер, мог сидеть человек, отмечавший автотранспорт и так далее…

Все эти мысли пришли уже позже, а пока я поднимался к машине и своему напарнику, нас ждал перевал, где на карте навигатора было отмечено порядка 5-6 мест с разбросом в 15-20 километров… И в моей голове созревал коварный план, как соблазнить напарника на осмотр, как можно большего количества мест.

Наше путешествие продолжалось…

P.S. У каждого человека есть пробелы в образовании… Вот и я до недавнего времени считал что любые подземные выработки – это шахты. За что и был безжалостно бит одним из магаданских аксакалов – Михаилом Трумпе.

Если обратиться к ближайшему источнику знаний – Википедии, то можно узнать следующее: «традиционно шахтой называется предприятие по подземной добыче каменного угля или горючих сланцев, в России существуют шахты для подземной добычи тяжелой нефти (Ярега).

При добыче подземным способом руды шахту называют рудник (в шахтерских регионах распространено произношение с ударением на первый слог — рудник)».

Моя искренняя благодарность и признательность Юрию Филипповскому, без него вряд ли этот репортаж был бы возможен.

Оригинал статьи: www.kolymastory.ru



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER