Виктория Драчкова

В любом деле нужны единомышленники



Интервью с Владимиром Похилюком



Владимир Похилюк – фотограф, художник, путешественник. Многие знают его по работам из кости, которые можно увидеть на областных выставках, другие – по фотографиям на сайте магаданского заповедника. Но, пожалуй, самая известная его работа – семья белоплечих орланов, появившаяся в городском парке прошлым летом. Вскоре в парке появится еще одна скульптурная композиция. О том, какой она будет, о своем творчестве и путешествиях художник рассказал в интервью «ВМ».

– Как появилась идея сделать орланов? Почему именно их?

– В прошлом году возникла идея сделать что-то интересное в парке, что-то ненавязчивое, познавательное. Я подумал о том, что это не должно быть какой-то доминантой, как, например, огромный красный шар, когда ты заходишь в парк и ничего кроме него не видишь, потому что он забивает любое восприятие. И в итоге композиция получилась действительно ненавязчивой, люди часто проходят мимо и не видят ее. А почему возникла мысль сделать именно белоплечих орланов? Хотя бы потому, что это крупнейшая птица не только Северо-Востока страны, но и всего мира. Она невероятная большая, сильная, интересная, еще и краснокнижная. И это чудо у нас гнездится даже в городской черте – ее ближайшее гнездо возле Черного ключа! Главная цель установки этой экспозиции – просветительская, чтобы люди обратили внимание на то, в каком удивительном месте мы живем. В этот процесс включился заповедник, они взяли на себя информационную часть: были проведены конкурсы детского рисунка, лекции. Ради того, чтобы увидеть этих птиц, сюда прилетают люди за тысячи километров, а мы этого не замечаем, для нас это как воздух. Кстати, когда устанавливали орланов, чайки устроили настоящий переполох – орлан же в природе питается ими.

– Что дальше?

– Через время мы решили, что проект с орланами был удачным и мы хорошо его воплотили. Но что можно сделать еще? Мне ничего не приходило в голову. Тогда мэр Магадана Юрий Гришан предложил сделать медведя. И снова я не мог придумать, как это будет выглядеть, в каком виде его можно сделать. Я много путешествую и фотографирую. Начал листать фотографии, где я фотографировал медведей. Нашел медведицу, которая поднялась на задние лапы, осматривалась, обнюхивала – она услышала запах человека, но не видела его и вела себя беспокойно. Когда я это увидел, сразу понял, как это должно быть. Но для этого нужен был материал. Несмотря на то, что вокруг нас тайга, не так просто найти массив древесины такого объема, еще сложнее его перевозить. Я зашел к Михаилу Котову и попросил помочь – дать машину с манипулятором для того, чтобы найти подходящий материал. Он сразу согласился, мы с водителем выехали, долго искали, нашли огромное бревно – редко такие попадаются. Но проехать туда было невозможно, поэтому пришлось вручную тянуть его к машине. Восемь человек его тащили, потом манипулятором погрузили. Машина поехала и застряла – из-за тяжелого веса она просто просела. В итоге мы выехали, довезли материал до города. А как его выгрузить? Пришлось заносить его прямо в мастерскую с помощью этого манипулятора. Это получилось сделать, но основное бревно, которое будет медведицей, лежало. Как его поднять? Руками это сделать невозможно, оно весит 500-600 килограммов. Пришлось придумывать систему блоков и тросов. Если бы что-то пошло не так, и оно бы упало (даже не на меня), то проломило бы пол и улетело в подвал. Но все обошлось. Сейчас это бревно уже готово, и стало ясно, на что можно рассчитывать.

Следующий этап – прорисовка, изучение материала, анатомии и особенностей того, как выглядит медведь в разных состояниях. Я много сам фотографировал медведей, перебрал свои снимки, посмотрел удачные фотографии других людей и сделал эскиз. Показал рисунок Юрию Гришану и Юрию Казетову, им понравилось. Тогда я вылепил модель из пластилина. А потом мне пришла мысль, а не сделать ли одного медвежонка на дереве? Это его характерное поведение. Когда медведица видит опасность, она дает команду, и медвежонок забирается на дерево. Потом, когда опасность исчезает, она дает команду, и он слезает. Когда встречаешь медведицу с медвежатами, в поведении медведицы читается только одно – она пытается оценить опасность для медвежат, это ее инстинкт. Она не думает о том, как на тебя напасть.

Фото: Открытый Магадан

– Этот проект тоже будет просветительским?

– Да, я считаю, что поставить композицию ради композиции – маловато. В этот процесс снова будет включен заповедник. Я думаю, он возьмет на себя детские конкурсы, лекции, рассказы детям о том, что это за зверь такой живет у нас буквально за околицей и как себя с ним вести. Заповедник «Магаданский» имеет кордоны в тех местах, где медведей невероятно много. Например, на мысе Плоский на полуострове Кони летом они выходят к речке Хиндя (Хинджа), и там постоянно находится 1-2 медведя. Но у них договоренность: медведи по правому берегу, люди – по левому. 30 лет существует этот кордон, 30 лет там постоянно находятся люди, и нет конфликта с медведем. Почему? Просто люди понимают, как себя с ним вести. А человек, который впервые сталкивается с медведем, часто ведет себя неправильно, и медведь убивает или травмирует его. Поэтому появилась такая мысль: провести некое приглашение к беседе о поведении человека в лесу, о взаимоотношениях человека с медведем. Чтобы наши эксперты рассказали людям о том, как поступать при встрече с медведем. Почему бы не спросить у наших егерей, которые постоянно с ними взаимодействуют, как они себя ведут? Пусть дадут рекомендации, как избежать встречи с медведем, как избежать конфликта, если все-таки с ним встретился. Это невероятно важно, потому что каждый год гибнут люди. Нельзя это просто замалчивать, об этом надо говорить, нужно это популяризировать. В первую очередь нужно рассказывать о том, что не надо кормить медведей. Покормив медведя, ты уехал, а после тебя пройдет человек без машины, и встретит этого же медведя, у которого человек ассоциируется с едой, и он может его убить из-за этого. Нельзя этого делать! Покормил медведя – убил медведя и, возможно, человека – ты убийца. Этому нет оправдания.

– Сложно ли было перейти от малых форм к настолько большим?

– Сложно. Просто стоишь и шалеешь от того, что не знаешь, что делать с такой массой. Но в малой форме тоже тяжело. Я не знаю, на каких уровнях понимания это работает, наверное, подсознательно ты понимаешь, что отсекать.

Фото: Архив В. Похилюка

– У вас есть художественное образование, или вы учились у косторезов?

– Нет, образования нет. По поводу косторезов – раньше у нас была сувенирная фабрика, где работала творческая группа художников. Они разрабатывали какие-то образцы, эти образцы принимались и потом их отдавали в производство. И вот в этом производстве сидели копировальщики. Они обводили что-то по лекалам и, глядя на образец, делали копию. Это называлось «косторез». А вот человек, который придумывал что-то, назывался у них художником творческой группы. Поэтому, так как я никогда ничего не копировал, и даже не повторял свои работы – все работы у меня за многие десятилетия в единственном экземпляре, то, наверное, копировальщиком меня назвать было бы некорректно.

– На какие темы ваши работы?

– Меня все больше увлекает славянская тема. Вот богиня Лада с виноградом. Великий Бог послал сопровождать ее бабочек – души и двух лебедей. От себя добавил немного фантазии – двух сопровождающих ее девушек со старинными музыкальными инструментами. Я стремлюсь, насколько это возможно, к достоверности, потому что это сделано и это останется – эта вещь материализована. Для этого я беру описание из научных исследований, изучаю мнение ученых о том, как это все представляли себе славяне. Есть сюжетные работы, например, девчонки, прыгающие через костер на Купала. А есть про мифологию. Вот богиня Тара – природа. Она вплетена в канву как часть природы, она и есть природа. И человек с природой сплетены, они являются одним целым. Природа как человек, она такая же нежная. Нельзя отделить человека от природы, мы являемся одной целой системой. Вся природа вокруг живая. Можно сказать, что дерево неживое? Нельзя. Но что такое жизнь? На самом деле, никто не знает. Также, как и о сознании вообще никто говорить не будет, ведь четких формулировок на сегодняшний момент нет.

Фото: Архив В. Похилюка

– Это большая работа – найти достоверные источники, а не вариации на тему…

– Проблема в том, что у нас нет никаких культурных славянских центров. Я бы хотел прийти вечером и посидеть, послушать лекцию. Но лекцию не фанатика-экстремиста, а ученого. Раньше я фотографировал разные местные праздники, например, Хэбденек. А потом задумался. Почему я должен популяризировать не свою культуру, а о своей даже не думать? Лучше я это время потрачу на чтение, понимание, осознание своего. Вот, например, все знают, что 2019 год – год свиньи. Но почему-то никто не знает, что 21 сентября наступил 7527 год парящего орла по славянскому календарю. Несмотря на то, что Китай для меня достаточно близок, я не понимаю, почему должен праздновать год китайской свиньи. Я думаю, что у многих людей есть потребность в этих знаниях, она очень тонкая и сокровенная. Я представляю это так: люди собрались, кто-то приготовил лекцию или беседу. После нее все обмениваются мнениями и расходятся – это должно улечься. Сначала должно быть слово, нужно получить какое-то наполнение, а потом переходить к праздникам, как к чему-то осознанному. Лично я чувствую для себя явную потребность в этом. А в интернете или книгах что-то читать – это не то. Нужны единомышленники, сподвижники в этом деле. В любом деле.

Фото: Архив В. Похилюка

– Как и в походах.

– Да, я летом прошел такой маршрут с ребятами! Он занял 3 недели, мы прошли больше 300 километров. От Сусумана до Буркандьи нас подвезли, оттуда дошли на озеро Малык, там собрали катамаран, пересекли озеро и ушли на озеро Момантай, пересекли Момантай – это 10 км, потом по речке Момантайке попали в Омулевку, по Омулевке прошли до притока Урультун, по Урультуну через каньоны и горы ушли на Таскан и по Таскану вышли к Ягодному. Причем на Омулевке было 3 группы, но только наша прошла. И москвичи, и питерская группа запросили эвакуацию. С московской группой мы встретились на следующий день после ЧП. Они рассказали, что у них произошел оверкиль (катамаран опрокинулся вверх килем), они пострадали, им потребовалась медицинская помощь. А насчет питерской группы мы так ничего и не узнали – сотрудники МЧС отказались нам что-либо говорить, ссылаясь на защиту данных. Мы объяснялиим, что нам нужно только знать, какую ошибку они допустили, чтобы наши туристы ее не повторили. Я сказал, что об этом нужно говорить, писать. Предупрежден – вооружен. Мы должны беспокоиться о наших туристах, об их безопасности. Но и это не помогло.

Фото: Архив В. Похилюка

– В таких маршрутах вы много фотографируете. Это хобби или профессия?

– Я достаточно увлечен фотографией. Сейчас у меня период некоего успокоения. Материала наработано много, и я понимаю, что нужно дальше им пользоваться, размещать его, а у меня на это не хватает времени, потому что полно работы. А насчет профессии скажу так: когда я приходил из экспедиции в заповедник, отчитывался и готовил материал на сайт, я всегда просил, чтобы заранее дали прочитать текст. Говорил, что могут не пытаться писать «известный путешественник, талантливый фотохудожник» и прочую ерунду, которую часто пишут, потому что я сразу это уберу. Я не фотохудожник, не нужны эти ярлыки. Просто: путешественник, фотограф, можно фотограф-любитель. Для меня это любимое занятие. Это не любительство в смысле фотографического класса – я занимаюсь этим из любви к делу.



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER