Анна Гузаревич

Волшебный мир детства



Интервью с артистом-кукловодом высшей категории Магаданского областного театра кукол Дмитрием Мартыновым


Дмитрий МартыновЕсть актеры, чьи лица известны многим. В мире кукольного театра все по-другому – актер может быть занят во всех спектаклях, но публике быть незнаком. В театре кукол в спектаклях можно увидеть актеров-кукольников на сцене, они поют, танцуют и являются, как и куклы, важными участниками разыгрываемого действа, но все-таки их основная работа не видна зрителю.

21 марта артисты театра кукол отмечают Международный день кукольника.

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. В 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение.

Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен. Только лишь через два года, на заседании Международного Совета UNIMA, дата празднования была определена.

Фото: theatrekukol.ruДмитрий Мартынов – выпускник Магаданского Колледжа искусств. В 2011 году с отличием окончил отделение «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» по специальности «постановщик театрализованных представлений». По итогам обучения Дмитрий был включен в справочник «Лучшие выпускники образовательных учреждений Магаданской области – 2011» и являлся участником программы «Российские интеллектуальные ресурсы».

«Так как в Магаданской области Колледж искусств единственное учебное заведение, выпускающее специалистов творческих профессий, то и вопрос, куда пойти учиться, не вставал, – рассказывает Дмитрий Мартынов. В колледже замечательные педагоги, хорошая материально-техническая база. После учебы я вернулся в Омсукчан, работал в Центре досуга и народного творчества, а потом руководил театральным коллективом в Центре дополнительного образования детей. Затем меня пригласили работать в театр кукол. Начинать было сложно, ведь это только со стороны кажется, что управлять куклой легко. Для кукловода очень важны физическая сила, координация движений, ловкость. Помимо того, что куклой надо управлять, ее еще надо и озвучивать.

Театр кукол – это нечто волшебное, ориентированное в большей степени на детей и связанное с позитивными эмоциями. Здесь постоянное детство, этим-то и притягивает профессия кукловода. А может, я просто сам еще не вырос и хочу оставаться в беззаботном детском мире».

Чем отличается кукловод от обычного актера? Только тем, что его роль тесно связана с куклой. Управлять куклой — это целое искусство, которому нужно долго обучаться.

Фото: theatrekukol.ru«Я бы не сказал, что работать в театре кукол сложнее, чем в драматическом, или легче. Просто они разные. Может быть, одним из самых важных отличий между ними являются способность фантазировать и «оживлять» любые предметы, через которые передаем все эмоции своих персонажей. Наверное, в этом смысле работа актеров-кукловодов требует много тонкостей, – поясняет артист-кукловод. – Много технических сложностей, куклы бывают разные: и маленькие, и большие, удобные и неудобные. Без физической подготовки в этой профессии точно не обойтись.

Это тяжелый труд – даже просто держать куклу на протяжении всего спектакля. Актер театра кукол должен иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье. Профессиональные заболевания актеров кукловодов – остеохондроз, артрит. В нашем театре есть небольшой спортзал, так что есть возможность поддерживать хорошую форму, так сказать, не отходя от кассы».

В театре кукол можно придумывать целые миры. Мы приходим в театр и смотрим спектакль. Для нас – уже готовая постановка: костюмы, декорации, свет и музыка. А кто все это придумывает?

«На нашей сцене присутствуют и классические истории, и национальные, спектакли с элементами мюзикла и игры. Пару лет назад мы ставили спектакль «Винни-Пух и дождливый день», это была дипломная работа одного студента из Санкт-Петербурга. Он сам вышел на наш театр и предложил нам поставить его пьесу.

Мы выступаем не только на своей сцене, но и постоянно выезжаем со своими спектаклями в детские сады Магадана и области. Прежде чем показать выездной спектакль, мы обговариваем с руководством детских садов что именно мы будем ставить. Наш спектакль должен соответствовать образовательной программе учебного заведения, в котором мы ставим свою пьесу. Один из таких спектаклей я ставил сам, по мотивам сказки Астрид Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы».

Фото: theatrekukol.ruКаждый хочет найти такую работу, чтобы она была в радость, но у каждой профессии есть свои плюсы и минусы. Как писал Владимир Маяковский: «…все работы хороши, выбирай на вкус!»

«В моей профессии минусов не так много, их перекрывают плюсы. На мой взгляд, есть только один существенный минус – это профессиональные болячки. Отыгрывать 40 минут спектакль с тяжелой куклой действительно сложно. Возьмите любого актера нашего театра, и он вам скажет, что у него проблемы со спиной, плечевыми и локтевыми суставами и т.д. А еще есть спектакли с маленькими ширмами, и актер вынужден играть на коленях, тоже непросто. У меня есть спектакль «Магаданский Петрушка», вообще он рассчитан на двух актеров, но играю я один, в нем задействованы две перчаточные куклы, и физически спектакль отыграть тяжело. И, ко всему, добавьте сюда большие нагрузки на голосовые связки. Повторюсь – для кукловода важна хорошая физическая форма».

На первый взгляд все куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие — в их устройстве.

«Самая распространенная в кукольном театре – тростевая кукла, которая управляется специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень — гапит, к нему прикрепляются плечи и руки. По своим пропорциям она напоминает человека.

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла — марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера — вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

Простейшими являются перчаточные куклы. С перчаточными куклами многие из вас, ребята, знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два — в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Что бы ни говорили, но Петрушка был и остается исконно русским кукольным персонажем. Пусть его сравнивают с итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, английским Панчем, раскладывая по полочкам все схожие признаки характеров — узнаваемости Петрушки и народной любви к нему это не помеха.

Фото: theatrekukol.ruКстати, Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента – пищика. Это простое приспособление, которым пользуются все артисты-петрушечники. Это искусственный резонатор, изменяющий голос артиста и делающий его голосом Петрушки. Умение пользоваться пищиком — высокое искусство. Это доступно далеко не каждому. Во-первых, пищик легко проглотить, а во-вторых, очень трудно научиться разговаривать, держа его во рту».

После решения Конгресса UNIMA утвердить Международный день кукольника, Президент Международного союза деятелей театра кукол Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».

«К своему профессиональному празднику мы готовим большую концертную программу «Знакомьтесь, мы –куклы». Это один из наших старых спектаклей, который немного переделали, получилась такая «сборная солянка» из всех наших самых ярких спектаклей. И 24-25 марта на сцене театра кукол мы будем показывать свою праздничную программу.

В завершении хочу пожелать Магаданскому областному театру кукол больше зрителей, развития и стремления к достижению международных наград. Я считаю, что у нашего театра кукол есть все для того, чтобы выйти на мировой уровень».



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER