Виктория Драчкова

«Люди во Франции узнали, что есть такой город – Магадан»



Интервью с молодой художницей Юлианой Хомутининой



В прошлом году «ВМ» писал о начинающей художнице Юлиане Хомутининой. На тот момент в ее портфолио была всего пара выставок местного масштаба. Всего за год она сумела впечатлить жюри международных и всероссийских фестивалей. В московский бизнес-центр «Романов двор» попали две картины из серии «Бабочки», в Рим – «Шаманка». Недавно эта же картина побывала на фестивале сакрального искусства во Франции. О своем творчестве, планах и мечтах «ВМ» рассказала Юлиана Хомутинина.

– Расскажи о фестивале сакрального искусства. Кто принимал в нем участие? На какие темы были их работы?

– Этот фестиваль проводился в первый раз. Меня он, если честно, привлек своим названием. Обычно проводят просто фестивали искусств, а тут – сакрального. Организаторы сделали ставку на сохранение традиций, чтобы художники и фотографы хоть и вносили что-то новое, но опирались на свою историю. Главными гостями фестиваля были японцы: пожалуй, никто как они не сохранил свою культуру. Их делегация была самой большой и очень нарядной – они были в национальных костюмах. Также большие делегации были от Мексики и Индии.

Всего на фестивале было представлено больше 300 работ из 24 стран на религиозные и исторические темы. Это живопись, графика, скульптура и фотография. От России было 11 авторов, но кроме меня на открытие фестиваля никто не приехал. Из трех работ, которые я отправляла туда, отобрали одну.

– И тебе пришлось переписать ее специально для фестиваля…

– Я отправила на конкурс шаманку, которая участвовала в выставке в Италии. Но она не подходила по формату – 50х50 сантиметров. Кроме того, это была сухая пастель, которая лучше сохраняется под стеклом. При перевозке может расшататься багет, да и в целом ее везти неудобно. А с акрилом на холсте проще, поэтому я решила просто ее переписать.

– Разве можно точно переписать пастельную картину акрилом?

– Она не получилась такой. Это две совершенно разные картины. Если честно, вторая для меня проще. Первую я как-то повесила у себя на стене и поняла, что не хочу жить с ней в одном помещении, она будто заглядывает в тебя.

На фестиваль, кстати, можно было просто отправить картину. Я так делала с Римом, потому что было мало времени, и удалось отправить ее только транспортной компанией. А здесь времени, чтобы оформить визу, было достаточно. С финансами помог депутат областной Думы Игорь Донцов, он взял на себя часть расходов моей поездки, и я очень ему благодарна. Так люди во Франции узнали о том, что есть такой город – Магадан. Название города никто не узнавал, но, когда говоришь: «ГУЛАГ», всем становилось ясно, о чем это. Хотя и приходилось показывать на карте, что мы еще дальше Сибири. Все удивлялись, что я проделала такой путь.

– Как ты начала заниматься изобразительным искусством?

– В пятом классе папа подарил мне пастельные мелки. Я рисовала плакаты в школе, пользовалась ими на ИЗО, а потом забросила и только давала их порисовать приходящим в гости детям. Однажды в 2016 году у меня было плохое настроение и я решила отвлечься. Взяла мелки, что-то нарисовала и поняла, что хочу этим заниматься. С тех пор рисую.

– А потом у кого-то училась?

– Нет, не училась. Жалею только о том, что в детстве ушла из художественной школы Усть-Омчуга после 2-3 занятий, потому что мне там не понравилось. Надо было все-таки ходить. Может, если бы это было в Магадане, я бы осталась, ведь тут такая разнообразная программа и много преподавателей. Без этой базы знаний, конечно, не хватает. Сама я читаю разные книги, журналы, смотрю мастер-классы. Консультирует меня наш известный художник Владимир Мягков. Я ему очень признательна за то, что всегда есть возможность посоветоваться, потому что, когда своих знаний не хватает, ты, самоучка, можешь наделать элементарных ошибок. Особенно когда представляешь свою работу на выставке, даже в Магадане, не хочется, чтобы над тобой смеялись.

– Где еще хотелось бы выставиться?

– Много где. Мечта, наверное, биеннале современного искусства в Венеции. Об этом событии я знала тогда, когда искусством еще в принципе не увлекалась. Но для начала хочется научиться рисовать лучше, профессиональнее. У нас в стране проводятся различные интересные мастер-классы и курсы, но добраться из Магадана, подгадать время, конечно, непросто. А учиться дистанционно не хочется, это совсем не то. Просто так дома порисовать я и сама могу. Хочется все-таки делать это под пристальным взглядом преподавателей, мастеров. Тем более, что ученики выезжают в различные усадьбы, в живописные регионы и рисуют пейзажи, изучают произведения искусства непосредственно в музеях, а не со страниц учебников – это все очень вдохновляюще. Может, когда-нибудь у меня будет и своя персональная выставка. Но, думаю, сделаю ее благотворительной, потому что какой смысл от обычной? Тем более, картины нужно куда-то девать.

– А сейчас что с ними делаешь?

– Какие-то продаю, какие-то рисую на заказ, но не очень много, потому что у меня довольно своеобразный стиль, не «интерьерный» – не каждому придется по душе, какие-то просто дарю друзьям.

– Что вдохновляет?

– Вдохновляют разные вещи. Если я рисую природу, то в основном только море –наше, Охотское. Вдохновляют песни, фильмы. Например, создать бабочек, которых я возила в Москву, вдохновил ваш проект с Лизой Ищенко.

– А откуда взялись шаманки?

– Не знаю. Просто у нас здесь сама атмосфера в регионе такая, ведь шаманизм – это наша особенность. Даже когда приезжаешь на разные праздники – «Хэбденек», «Бакылдыдяк», несмотря на то, что это уже частично шоу, частично – представление, все равно заряжаешься энергией. Мне это очень нравится. Поэтому хочется это хоть в каком-нибудь варианте попытаться передать, перенести на холст. Сейчас рисую серию с молодыми девушками из коренных малочисленных народов Севера и нашими северными цветами, которые очень люблю.

– Когда ты все это успеваешь?

–Я не успеваю. В выходные, иногда после работы, если хватает сил. Мне, конечно, Владимир Владимирович Мягков постоянно твердит, что нужно каждый день приходить и заставлять себя рисовать – оттачивать технику. Очень хочется следовать совету, но не получается. Постоянно ругаю себя за это.

– Кроме новых портретов девушек, какие планы на будущее?

– Пока не знаю, у меня все как-то спонтанно получается. Часто я ориентируюсь на определенные объявления, анонсы – можно нарисовать что-то, что вклиниться в тематику предстоящих мероприятий. Хотя иногда получается обидно: рисуешь специально, а тебя не отобрали.

В конце июня будет выставка в нашей Галерее современного искусства к юбилею Магадана. Сейчас стараюсь подготовить что-нибудь к ней.

Кстати, критику я, признаюсь, воспринимаю плохо. Но это, наверное, проблема всех творческих людей. Я не обидчивая, просто начинаю очень сильно переживать. Сразу кажется, что ничего не удается и лучше совсем рисование забросить, хотя в целом ничего смертельного не сказали. Тогда я убираю кисточки и холсты на неделю, а потом снова начинаю.

Грандиозных планов у меня пока нет. Все спрашивают, что дальше. Я не знаю, что ответить. Сейчас во Франции ко мне подошли двое галеристов и пригласили к сотрудничеству. У одного галерея в Париже, у второго – в Париже и Неаполе. Если честно, я пока не представляю, как может выглядеть такое сотрудничество, потому что отвезти туда даже одну картину – это непросто, а персональная выставка – это хотя бы 20-30 картин. Как их туда везти, я не представляю. Но все равно приятно, что приглашают. Я надеюсь, что у нас в Магадане откроют выставочный центр, чтобы в городе проводились разные фестивали с обширной и интересной программой, а не разовые выставки.

Взять даже фестиваль во Франции. Он шел неделю. Были концерты, спектакли, мастер-классы, японцы демонстрировали свою «живую живопись», показывали различные приемы самураи, музыканты играли на барабанах, артисты читали стихи. Все 7 дней очень насыщенные. Если бы у нас были такие тематические фестивали, это было бы очень здорово.

Непонятно, как магаданцу, у которого нет знакомых в творческой среде, особенно молодому человеку, выставиться? Куда ему идти? Как предложить свое творчество?

Я недавно вошла в Экспертный совет по культуре Молодежного парламента при Госдуме и там поднимала вопрос, что выставиться где-то за границей или в Москве с Санкт-Петербургом – в целом не проблема. Заходишь в интернет: куча подборок, сайтов, можно что-то найти. А по регионам практически ничего нет. Есть новости уже постфактум о том, что открылась выставка. Теоретически, наверное, в другие регионы тоже можно присылать свои работы. Но информации в открытом доступе практически нет. Собственно, такая же ситуация и в Магадане – я не встречала приглашений для художников перед выставками, хотя рисуют многие, возможно, захотели бы показать свои работы и бывшие магаданцы. Естественно, при условии, что их отберет руководство Союза художников. В рамках этого экспертного совета я предложила организовать электронную площадку, на которой бы аккумулировалась информация из всех регионов страны. Пока предложение в работе.

– Как тебе пришла идея в первый раз отправить картину на выставку? Это же требует определенной моральной подготовки.

– Я год готовилась морально, чтобы вообще показать рисунки кому-то, кроме мамы. Сначала начали узнавать коллеги, года через полтора завела себе страничку в инстаграме, а потом выложила что-то на Фейсбуке, именно тогда Владимир Мягков выразил свое мнение. Иначе я не рискнула бы принести картину на выставку. Он предложил попробовать принести ее на выставку к 55-летию нашего Союза художников. В тот раз отобрали один триптих, а на следующей выставке было уже 2 работы. Надеюсь, что и дальше буду участвовать в наших вернисажах.

Фото: Архив Юлианы Хомутининой



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER