Анна Гузаревич

Есть ли жизнь у регионального телевидения?



Интервью с главным редактором «МТК-Видео» Еленой Широковой


Представить такую большую страну, как Россия, без региональных телекомпаний совершенно невозможно. Все мы смотрим наше региональное телевидение в большей или меньшей степени. Кто-то следит за новостями, другие смотрят специализированные передачи, кому-то нравится развлекаловка. Так или иначе, каждый из нас немного знаком с местным телевидением.

Но в последние годы людей, которые вообще смотрят телевизор, становится все меньше и меньше. Меняется поколение, зритель неуклонно стареет, и на его место приходит новый, у которого совсем другие вкусы, требования, мышление. Новое поколение воспринимает информацию быстрее, а значит им ее нужно больше. Они не хотят быть просто зрителями, им нужно быть участниками процесса, их удел – мобильное ТВ, где они и создатели, и потребители. Мало того, что аудитория постепенно перетекает в интернет, так еще существует конкуренция за аудиторию внутри самого телевизионного рынка.

Бытует мнение, что печатные СМИ медленно «умирают», а точнее меняют формат, переходя на электронную версию, а как идут дела у небольших местных телекомпаний в условиях такой конкуренции?

Получив задание своего главного редактора узнать, как обстоят дела у наших коллег по цеху, а конкретно в телекомпании «МТК-Видео», я пошла созваниваться и договариваться о встрече с главным редактором «МТК» Еленой ШИРОКОВОЙ. Уже из телефонного разговора стало понятно, что меня ждет встреча не просто с профессионалом, а с фанатиком своего дела, в хорошем смысле, еще Елена попросила меня обращаться к ней по имени и на «ты».

«В «МТК-Видео» я пришла со стороны, никакого отношения именно к этой телекомпании я не имела. Здесь и до меня все было неплохо и все прекрасно справлялись. Особенно в тот период, когда сюда пришел Николай Абросимов, я в то время работала еще в ГТРК «Магадан», я смотрела эфиры «МТК-Видео» и думала: «Как ребята поднялись высоко, молодцы», и даже был такой момент, когда я считала канал «МТК» нашим ближайшим конкурентом.

Да разные времена канал переживал, менялись главные редакторы, журналисты приходили и уходили, в общем были и взлеты, и падения. И вообще я не вправе оценивать работу канала в то время, когда меня здесь не было.

В телекомпанию «МТК» я пришла в июне прошлого года, получается 9 месяцев как я работаю здесь (Смеется). Ну это же так мало, ну совсем мало, чтобы внести радикальные перемены и осуществить все то, что задумано.

Телевидение, оно ведь очень динамично, все меняется и развивается в быстром темпе. Мой каждый день начинается с того, что я на себе ощущаю, как где-то там, далеко, далеко, на меня надвигается локомотив, и он неизбежно набирает скорость, и к вечеру у меня тут уже такое начинается… Нужно быстрее, скорее, лучше и так каждый день. И когда в эфир что-нибудь выходит, я ощущаю себя как будто на вершине Эвереста, такое счастье испытываю».

Главный редактор – состояние души

У Елены смех такой заразительный, и глаза горят, когда она о работе своей рассказывает. Создается ощущение, что она и с тобой разговаривает, и в то же время в своей голове целый ворох новых идей прокручивает. Телевизионный главный редактор – профессия малоизученная, ведь это не только отбор новостей, непосредственно процесс написания информационных заметок, редактура текста. Редактор TВ сегодня – это шеф, писатель и оператор в одном лице.

«Я очень требовательная, мне иногда искренне жаль своих журналистов, ну я же их люблю всей душой, это дети мои, но да, я очень требовательна к ним. Наверное, это от того, что у меня был очень хороший опыт работы именно в газетной журналистике, я работала в корпоративной газете в «Полиметалле». Это была отличная школа, и низкий поклон главреду газеты. Она научила меня не просто уважать, а почитать цифры и факты, относиться к этому серьезно. Ведь слово может очень сильно ранить или быть неточным, а в газете это все на виду.

Когда я пришла в «МТК», первое на что я обратила внимание, – это цифры, факты, какие-то вещи, которых здесь, на мой взгляд, было мало. Я часто «заворачивала» тексты своих ребят по два-три раза, я понимаю, что материал должен выйти сегодня, но предпочитаю, чтобы это было очень хорошо и сильно, а не абы как. Вообще так должно быть во всем, если ты взялся за что-то, то сделай это хорошо, тяни лямку до конца или не берись вовсе. Тяжело было первое время, мы с ребятами говорили совершенно на разных языках, не понимали друг друга, и не потому что мы с разных планет, просто у нас разный подход к работе был.

Я воспитана Яковом Радченко, у меня больше «ГТРКашный» подход, за что ему тоже низкий поклон, и надо отдать должное, к его правкам я всегда относилась уважительно. Никогда у меня не было сомнений, что это какая-то «вкусовщина», и после правки всегда было понятно – ну конечно, нужно было написать вот так. Я к каждой правке относилась уважительно и с благодарностью, а здесь, как я уже говорила, работали по-другому, и я ребят не понимала, и они меня.

Мы начали с того, что каждые выходные собирались, отсматривали материал, думали, как можно было сделать тот или иной сюжет лучше, в общем учились, учились и еще раз учились. Такие сборища нам во многом помогли, сейчас мы с ребятами на одной волне. Утром на планерке, когда я даю задание, договорить не успеваю, а они уже головой кивают, и мне не приходится пояснять, чего и в каком виде я от них хочу. Ни один наш материал не должен оставлять вопросов у телезрителя, и вся команда это понимает и знает, как это преподнести.

Уставали, конечно, первое время, и требования возросли, и подход изменился. Тут за рабочую неделю так набегаешься, а еще и в выходной нужно идти и учиться. Я тоже на нервах вся была, и не потому что я Баба-Яга страшная, просто я же буквально за все переживаю, за качество материала, подачу, да за многие вещи. Я, когда вижу, что это можно было сделать лучше, и картинка есть, и вроде все хорошо, но как-то не докручено что ли, я как любой нормальный человек очень расстраиваюсь: «Ну как же так, вот это давай сюда, это туда, здесь переделаем немного…» Я думаю, это нормально, это самый обычный творческий процесс. По-моему, все творческие люди так работают. В общем, учеба по выходным пошла нам только на пользу. Несмотря на то что мы приходили уставшие, после этих встреч все расходились совершенно с другим настроением».

Когда конкуренты наступают на пятки

Местное телевидение заявило о себе на всей территории России, став не только новым источником развлечений, но и источником местной информации. Производство местных телевизионных новостей дало возможность высказывать мнение и выражать интересы местной аудитории. Но как и в любой сфере, здесь тоже существуют свои проблемы, нехватка технического оснащения и кадров, особенно в журналистском составе. А еще добавьте к этому то, что региональные телеканалы существуют в условиях постоянной конкуренции друг с другом: кто быстрее опубликует новость, лучше снимет сюжет или заполучит эксклюзивную информацию.

«Наш телеканал сменил приоритеты, главное – это телезритель. Несмотря на то что мы муниципальный канал, мы в первую очередь работаем на зрителя. Да, мы освещаем деятельность мэрии, да, у нас много проблемных и позитивных тем, которые освещают городскую жизнь, но мы должны это подать так здорово, так «вкусно», чтобы это было интересно, главным образом, телезрителю. Порой мне самой хочется на все съемки ездить, чтобы знать и быть уверенной – вот, мы сделали конфетку.

Еще у нас изменился новостной формат, причем радикально, в таком формате новости выходят только у нас. На это были свои причины, мы понимали, что очень много одинаковых новостей для нашего маленького города, и привлечь к себе внимание можно только нестандартным подходом. У наших новостей формат без ведущих, они идут новостной лентой. Такой подход упростил еще и внутреннюю работу, остается время чтобы качественно доработать материал, прежде чем его выдать.

Я не могу сказать, что у нас все хорошо, еще столько всего нужно успеть, но нам так не хватает рук.

Я в феврале ездила на Дальневосточный медиафорум, в Хабаровск, где получила отличную возможность окунуться в условия работы больших городов. Это совершенно другая школа, другая энергетика, иной формат работы. Для меня самым полезным на форуме оказалось знакомство и общение с коллегами. Приобрела много полезных контактов, есть возможность списываться, созваниваться и консультироваться. Мы даже договорились о возможности направлять своих журналистов в «Губернию» на стажировку, и еще рассмотрим вопрос чтоб они к нам приехали помочь какие-то эфирные моменты подтянуть. Идей интересных много было, по эфиру, по возможности продвижения канала. Надеюсь, что все получится».

Своя рубаха, ближе к телу

Прежде всего региональные телеканалы – это источник местной информации, они вещают о событиях, происходящих в нашем регионе. Новости своего города традиционно привлекают внимание горожан. Зрители хотят видеть на экране свои улицы, задавать вопросы местным начальникам, обсуждать проблемы именно того города где они живут. Тематические программы, посвященные жизни и событиям города, также важны и интересны местному зрителю.

«Мы хотим возродить передачу «Площадь Горького 1». Она придумана была не мной, но мне очень нравится этот формат и название передачи. Задумывалась она по письмам и обращениям, которые поступают в мэрию от жителей города, возникает какая-то проблема и мы должны показать от начала и до конца, как она решается. Но сейчас этот проект мы просто не потянем, в виду сильной загруженности нашего мэра и ресурсов нам, просто не хватит. Получается у меня для этой передачи на целый месяц выпадает журналист и оператор, а это просто не позволительная роскошь. Сейчас думаем над тем, как не отказаться от этой идеи, а как-то трансформировать этот проект, чтобы он не потерял свою живость и интерес для людей.

Вообще идей и проектов очень много, есть интересные и нестандартные, таких еще не было у нас, многие из них в «сыром» виде пока, но это вопрос времени».

Наша изюминка

Я же продолжения жду, конкретики какой-то, смотрю на Лену, она с хитрым прищуром на меня… Действительно, я же публиковать все это буду, а промышленный шпионаж еще никто не отменял. Поэтому все идеи и новые проекты оставим пока в тайне.

Так все-таки, есть смысл в региональном телевидении, или достаточно федеральных каналов? В какой-то степени, региональное телевидение всегда будет побеждать федеральные каналы, потому что обсуждает проблемы местного масштаба, а не общероссийского. Людям хочется знать в первую очередь о самих себе. Им важно видеть свои улицы, задавать вопросы местным чиновникам, обсуждать проблемы экологии, тепла, дорог своего города, поэтому региональные каналы будут пользоваться популярностью.

«Конечно разница между федеральными и региональными каналами колоссальная. Федеральные каналы вещают о глобальных темах мирового уровня. У нас же задача сделать новости местными, и вот именно эта местечковость и есть наша изюминка. Чтобы человек знал, что происходит у него во дворе, а не где-то там далеко.

На самом деле задачи у региональных журналистов гораздо сложнее, нужно уметь очень «вкусно» и интересно подать позитивную новость местного уровня. Позитивные истории всегда делать сложнее, негативные новости воспринимаются и разносятся гораздо быстрее и проще. А вы попробуйте подать материал из концерта, который прошел у нас в МЦК, так, чтобы он в народе разлетелся: «А ты видел в новостях, вот это было здорово, эх, жаль меня там не было…» Это очень сложно, здесь же все строится на портретах, на самой съемке, нужно весь свой творческий потенциал раскрыть и вложить чтобы все получились».

Это было сказано с такой страстью, было похоже, что Елена сейчас вскочит и сама помчится в МЦК какой-нибудь концерт снимать.

Вовремя всего нашего разговора, я нервно ерзаю на стуле, мысленно выстраивая план статьи которую выдам после нашего общения, и понимаю, что не смотря на свой совсем небольшой опыт работы в журналистике, мне очень не хочется ударить в грязь лицом.

Вообще, у Елены такая мощная энергетика, когда она говорит о своей работе, то собеседнику хочется подскочить и бежать скорее что-то делать, придумывать, действовать и еще раз действовать. Так что, пока есть такие фанаты своего дела – региональному телевидению быть. Нашему, так уж точно.




Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER