Елена Кухтина

О сущности бытия без лишних слов



Как живут «люди оленного края», и чему у них можно научиться?


Чтобы узнать ответы на эти вопросы, «ВМ» обратился к арт-директору издательства «Охотник», журналисту и фотографу Андрею Осипову, который совершил несколько поездок в Северо-Эвенский район к оленеводам, и знает немного о быте людей, кочующих вместе с оленьими стадами.

Недавно в Туристском информационном центре Магаданской области состоялась творческая встреча с Андреем, во время которой он рассказал о своих поездках к оленеводам Колымы. Там же прошла презентация его книги «В сущности бытия», созданная на основе фотографий, сделанных во время странствий по тундре.

Как рассказал Андрей, книга – закономерный итог шести поездок в разные бригады оленеводов совхоза «Ирбычан», первая из которых была еще в марте 2015 года.

«Это фотоповесть, в которой окружающий мир описывается от лица человека, незнакомого с жизнью оленеводов. В книгу вошли эпизоды шести путешествий, с марта 2015 по август 2017 года. Книга – это просто логическое завершение этих лет. Но ездить к оленеводам я не перестал, и в апреле 2018-го вернулся из очередной вылазки в так манящие меня края. Работы еще много, многое из жизни современных оленеводов хочется увидеть и записать», – говорит автор книги.

Вопрос – ответ

– Как появилось название книги: «В сущности бытия»?

– Был вариант назвать книгу «Люди оленного края», хотя в нем сильно влияние канадского писателя Фарли Моуэта, да и оно обязывало погрузиться в жизнь людей с точки зрения этнографии, а я не ученый. А вот «В сущности бытия» хоть и включает в себя большое количество аспектов: бытовых, семейных и, может, философских, но здесь «бытие» отражает каждодневный тяжелый труд этих людей. Поэтому мы остановились на таком названии. Плюс оно круто звучит. 

– О чем книга?

– В моей голове есть уже замыленная фраза: эта книга о жизни современных оленеводов Колымы. Фраза казенная, но она отражает самую суть. Наше издательство создало эту книгу для обычных людей, для тех, кто никогда не был в тундре. Ведь для многих оленеводы живут где-то там, безотносительно географии и времени. Таким человеком был и я. А в итоге плотной многолетней работы появилась достаточно объемная книжка из 200 фотографий.

– По какому принципу отбирались фотографии?

– Каждый раз, приезжая в стойбища, я не находил похожих сюжетов для съемки. Жизнь от одной оленеводческой бригады к другой очень разнообразная. Всегда есть какая-то особенность в организации работы или быта, которая привлекает внимание. 

Одна поездка – это несколько тысяч фотографий. После экспедиций я всегда делаю «выжимки» – лучшие фотографии. И даже из этих «выжимок» мы дожимали еще. Так в альбом вошло всего 200 фотографий.

Мы искали компромисс между информативностью и художественностью. Но основной акцент все равно был сделан на бытовые вещи: жарку лепешек, колку дров, кочевку, осмотр или забой оленей... То есть моменты жизни, бытия. Многие книги о жизни коренных народов, что мне попадались, наполнены «постановочными» идеальными и красивыми фотографиями. А вот простые бытовые вопросы освещены слабо, мне это гораздо интереснее.

– Как строится повествование в книге?

– Красной нитью в книге проходит кочевка. Получается, что постепенно вместе с оленеводами читатель передвигается от стойбища к стойбищу. Но это же фотоповесть, поэтому читать надо не буквы, а фотографии. В каждой из них есть уйма бытовых, семейных деталей, и даже погодные условия важны для повествования. 

Грубо говоря, в книге описан один год из жизни оленеводов: спасение от морозов, весенний отел, дождливое лето и осенний забой оленей... Все это, естественно, снабжено дополнительными фотографиями: приготовлением пищи, установкой юрты, рыбалкой, вялением рыбы, чисткой оленьих шкур…

Это не фотоальбом, который можно быстро пролистать. Мы пытались по максимуму рассказать историю. Включая истории из жизни конкретных людей. 

– Ты сказал, что на фотографиях очень много деталей. А как человек, абсолютно далекий от этой темы, поймет их?

– Очень легко. Так или иначе, быт строится у всех по одним и тем же законам. Будь это квартира или палатка где-нибудь на реке Вархалам.

Достаточно посмотреть как готовится еда: на открытом огне или туристических печках. Но у некоторых стоят самодельные полубочки, заменяющие печи. Резиновые траки от старой техники используются как коридорные дорожки. Палатки, в которых живут оленеводы, изнутри могут быть утеплены пледами и напоминают так знакомый нам всем ковер на стенах. Вместо холодильника здесь есть лабазы – склады на треногах в нескольких метрах от земли, на них и хранят еду зимой, летом охлаждают мясо в реках. Жизнь с оленеводами – это другой взгляд на привычные современному человеку вещи.

Творческая встреча

Следует отметить, что во время творческой встречи лекционный зал Туристского информационного центра не смог вместить всех желающих узнать об особенностях жизни и быта оленеводов Колымы. Тем не менее, гости не уходили, находя себе места в проходе, или стоя у стен.

«Я не знал, чего ожидать от этой встречи. Но шел туда, чтобы посмотреть на реакцию людей. Насколько интересна эта тема? Все-таки это беседа о том, как устроен быт обычных людей в тундре», – делится впечатлениями Андрей.

Полтора часа пролетели незаметно и для рассказчика, и для гостей, которые на протяжении всей встречи задавали многочисленные вопросы не только о быте оленеводов, но и о секретах удачной фотографии в непростых условиях Севера. 

«Очень хороший вопрос был о людях, которые мне запомнились больше всего. Я рассказал про Михаила Хечгиле, который всю жизнь, а ему скоро 70 лет, кочует со стадом. Он живет вместе с оленями. Такие как Михаил заставляют задуматься и о своей жизни, – отмечает Андрей. – Встречи с оленеводами вообще заставляют посмотреть на себя со стороны. Есть вещи, которые ты начинаешь больше ценить. Те, о которых мы все забыли, но они до сих пор существуют. Например, взаимовыручка. Я не говорю, что ее нет в наших условиях, но она уходит на какие-то другие планы. А в тундре человечность важна как нигде. Ведь это спасение, залог жизни. Хорошо бы и нам это понимать».

P.S. Все, кто хочет больше узнать о жизни представителей коренных малочисленных народов Севера, сохранивших традиции своих предков и являющихся носителями оленеводческой культуры, могут приобрести фотоповесть «В сущности бытия» в магазине «Книгомир», на сайте издательства «Охотник», либо в самом издательстве.

Фото: Андрей Осипов



Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER