Виктория Драчкова

Судьба Нагаевского старта



Что изменилось со времени строительства ЛЭП


В 2015 году над берегом бухты Нагаево проложили новую ЛЭП. Две опоры проходят на стартовой площадке парапланеристов, которой они пользовались более 15 лет. В то время мы писали об этой проблеме, которая и по сей день не решена. Берег продолжает разрушаться, опоры стоят, парапланеристы практически не летают в том районе.

О старте

Как мы писали ранее, Нагаевский старт уникален. Всего в двух городах мира стартовые площадки располагаются прямо в городе: в Лиме (Перу) и в Магадане. Причем в Лиме государство охраняет и облагораживает старты, использует их для развития туризма. В Рио-де-Жанейро стартовая площадка находится в горах, а под посадку выделен пляж, оборудован домик для парапланерного клуба за счет бюджета. Магаданский парапланерный клуб своими силами следит за площадками, проводит субботники, бесплатно катает желающих в тандемах и обучает новичков. Раньше это происходило и на Нагаевском старте, а сейчас там мусор и запустение. На этот вид спорта не выделялись бюджетные средства. Спортсмены участвовали в международных и всероссийских соревнованиях за свой счет, создали Федерацию и регулярно проводят соревнования.

Для того чтобы сохранить Нагаевскую площадку, члены клуба обращались к энергетикам, в департамент спорта и туризма, министерство развития Дальнего Востока и даже в администрацию Президента Российской Федерации. Их приглашали на рабочее совещание при и.о. губернатора Магаданской области в то время Борисе Юрьевиче Журавлеве. На этой встрече было дано поручение ПАО «Магаданэнерго» произвести демонтаж опор № 7 и 8 в срок до 01 июня 2016 года. Сроки эти давно прошли, демонтаж произведен не был и, в конечном итоге, было принято решение оставить опоры и провести ЛЭП, которые действительно провели.

Об экономии

О проблеме берегоукрепления говорили немало. В первую очередь, состоянием склона обеспокоены магаданские ученые. В 2016 году кандидат геолого-минералогических наук, научный сотрудник Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института ДВО РАН (г. Магадан) Борис Важенин выступал с докладом «Геолого-геоморфологический анализ проекта «Морской фасад» на ученом совете института. В этом докладе он рассказывал о том, что с двухтысячного года занимается динамикой береговых процессов на восточном берегу бухты Нагаева. Особое внимание он уделяет Портовому шоссе, где, по его словам, обрыв береговой части происходит со скоростью около 2-х метров в год. Это видно невооруженным глазом. Обвалившийся участок на Портовом шоссе с обнажившимися проводами наглядно показывает перспективы всего побережья. Кроме того, еще в 2014 году Борис Важенин отправлял письмо на имя губернатора и министра строительства Магаданской области с названием «О непригодности Восточного берега бухты Нагаева для строительства ЛЭП». В этом письме ученый описывает ситуацию так: «…на всей площади между Марчеканской электроподстанцией и Областной больницей трудно найти менее подходящую трассу для планируемой ЛЭП, чем по Восточному береговому склону Нагаевской бухты и даже вблизи него. Много более безопасная трасса для планируемой ЛЭП может быть проложена вдоль Марчеканского шоссе…». В ответ власти написали, что по результатам экспертизы строительство соответствует всем нормам и правилам, но в эти же дни прошли экстремальные ливни, которые смыли не только самолеты «Подвига», но и вызвали 15 оползней все на том же склоне, размерами до 50-70 метров каждый. Кроме того, возник новый овраг длиной 110 метров и в 2 раза вырос соседний. Тем не менее, строительство опор начали прямо над обрывом.

«При сочетании сильного шторма и ливня, как в 2014 году, они [опоры ЛЭП] сразу сползут, – пояснил «ВМ» председатель городской общественной организации «Магаданский парапланерный клуб», научный сотрудник СВКНИИ ДВО РАН Игорь Ведерников. – Они находятся прямо на склоне. В 2014 году образовалась масса оврагов. Прямо за подножниками для ЛЭП свежий овраг. Эту площадку они должны были подготовить скальным грунтом, а они сделали окатанную, грязью, без послойной утрамбовки».

Игнорирование береговых процессов при строительстве ЛЭП приведет к ее обрушению, вынужденному переносу в другое место и трате гораздо больших средств на устранение последствий строительства заведомо аварийного объекта.

«Губительно для этого склона сочетание ливня и шторма с западным ветром. Здесь не скалы, а порода, которая при обводнении становится пластичной, она просто течет как глина. Продвижение склона идет рывками. 2 года назад был шторм. Сразу обнажилась вся структура Нагаевской толщи и она сразу начала продвигаться.

Сейчас

Парапланерным спортом занимается около 70 человек. Для того, чтобы заниматься им эффективно, пилотам необходимо как можно больше летать. Нагаевский старт позволял это делать практически ежедневно, после работы. Сейчас спортсмены пытаются приноровиться к новым условиям и осваивают новые способы старта. В Нагаево летают только пилоты, имеющие опыт. К остальным стартам добираться сложнее и дольше, ближайший из них находится на Нюкле, то есть потренироваться час после работы не получится. Спортсмены думают об оформлении аренды на участок земли на побережье. Мнение по этому поводу у них разделилось. Многие считают, что не стоит создавать официальный старт возле ЛЭП. «Но постепенно парапланеристы стали соглашаться с моей позицией о том, что этот участок нужно оформить, – рассказывает Игорь Ведерников. – Нам аренда не по карману, потому что победитель аукциона должен заплатить порядка 100 тысяч, а потом необходимо дальше ежегодно оплачивать такую же сумму за аренду этого участка земли. Но выход есть. Этот участок может оформить клуб «Подвиг» – для них, как для бюджетной организации, это бесплатно. У нас есть предварительная договоренность, что они этим займутся, а мы им за это будем бесплатно проводить занятия для курсантов».

Но есть и еще одна проблема ­– провода. Изначально, когда проходило обсуждение строительства ЛЭП, провода обещали маркировать, но протокольно это обещание не оформили. Они не просто доставляют неудобства, их элементарно не видно, когда пилот летит днем против солнца. Но обещание по сей день не выполнено, поэтому, вероятно, ничего не изменится.

Кроме того, парапланеристы считают, что изначально эту зону можно было бы сделать зоной отдыха. В этом случае здесь могли бы отдыхать люди, а спортсмены бы спокойно летали. Ведь раньше, когда это место было официальным стартом, парапланеристы своими силами ежегодно вывозили оттуда по 2 самосвала мусора. А сейчас свой мусор там складируют жители близлежащего района.




Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER