Елена Кухтина

«Труд учителя – это очень высокое мастерство»



Интервью с и.о. министра образования и молодежной политики Магаданской области Анжелой Шурхно


Фото: пресс-служба правительства Магаданской области

5 октября в России отмечается День учителя – праздник тех, кто посвятил свою жизнь этой гуманной, благородной и востребованной профессии. Ведь очень многое зависит от педагога. Когда люди говорят о том, кто сыграл особенно важную роль в их жизни или повлиял на выбор их будущей профессии, то в большинстве случаев оказывается, что это был именно учитель.

В преддверии праздника нам удалось встретиться с и.о. министра образования и молодежной политики Магаданской области Анжелой ШУРХНО. Она рассказала о том, какие требования сегодня предъявляются к учителям, какие существуют меры социальной поддержки для молодых педагогов, а также о развитии инклюзивного образования на Колыме.

– Как обстоят дела с обеспеченностью педагогическими кадрами в нашем регионе?

– На сегодняшний день в нашей педагогической системе трудятся 6 656 человек. Это все работники, включая административный и вспомогательный персонал (работники пищеблоков, сотрудники, обслуживающие здания, и т. д.), то есть те, без кого образовательный процесс невозможен. Потому что условия обучения в каждом образовательном учреждении должны быть, прежде всего, безопасными и комфортными. Также это люди, которые составляют экономические, юридические и бухгалтерские службы – все это работники сферы образования, которые обеспечивают бесперебойное функционирование всей системы.

Главный кадровый ресурс – это, безусловно, педагогические работники, их более 2500 человек в общеобразовательных организациях, и более 2000 – работники дошкольных учреждений.

Конечно, нельзя не сказать о тех людях, которые обеспечивают дополнительное образование детей. 880 детских объединений по всему нашему региону, более 300 программ дополнительного образования – это очень серьезная, масштабная работа, которую организуют талантливые и творческие люди, используя все возможные формы работы с детьми и молодежью.

Могу с уверенностью сказать, что педагоги Магаданской области достойно представляют наш регион на учительских конкурсах и форумах, с самоотдачей осваивают новые формы и методы обучения, обладают высокопрофессиональными качествами и стремятся к тому, чтобы постоянно самосовершенствоваться.

Что касается кадровой обеспеченности, хочу сказать, что мы планомерно ведем работу в течение всего года. Это, прежде всего, определение потребности и возможности трудоустройства работников, проводим мониторинги по обеспеченности, квалификации, возрастному составу сотрудников и так далее. Конечно, основная доля организационной работы лежит на руководителях школ, дошкольных учреждений, учреждений допобразования. Потому что именно они ведут точечную работу, в том числе и за пределами Магаданской области, для того, чтобы презентовать свое учреждение и привлечь специалистов.

В общем, кадровый вопрос решается на всех уровнях и, надеюсь, что мы не допустим кадрового голода.

– Что привлекает к нам специалистов из других регионов?

– К нам приезжают специалисты из Алтайского края, Бурятии, Дальневосточного региона. Это говорит не только о рациональности мер социальной поддержки для педагогов, которые предусмотрены региональным законодательством, но и о том, что власти предпринимают усилия для того, чтобы создать условия для привлечения педагогов на Колыму. Хотя в последнее время большинство людей отмечают, прежде всего, желание познакомиться и остаться жить и работать в нашей области.

– Какие меры социальной поддержки существуют, чем государство привлекает молодежь?

– Существуют такие меры социальной поддержки как единовременные выплаты при трудоустройстве на работу педагогических работников, кроме того, это выплата подъемных.

Для выпускников учреждений СПО после первого года работы выплата составляет 150 тысяч рублей, для выпускников высших учебных заведений – 200 тысяч рублей. И так в течение 3 лет. Это достаточно серьезная мера поддержки, которая действительно помогает ребятам не только укрепиться, но и, возможно, остаться в нашем регионе.

Кроме того, через министерство образования и молодежной политики Магаданской области реализуется программа «Дом для молодой семьи»: молодая семья ставится на учет и в порядке очередности получает выплату. Также есть программа ипотечного кредитования молодых учителей.

– У этой профессии огромная история, но, тем не менее, время диктует свои требования. Каким должен быть современный учитель?

– Современный учитель, безусловно, это человек творческий, ответственный. Он должен быть готов к тому, что система образования – это «живая» система. Она меняется ежедневно.

Человеку, который выбрал профессию учителя, никогда в жизни не будет скучно. Рядом с ним не только его ученики и коллеги, но и их родители, которые в нем чувствуют поддержку и готовность в любой момент прийти на помощь. Поэтому любой учитель должен быть и психологом, и социальным педагогом, а также еще очень гуманным и справедливым человеком. Высокая степень справедливости, единый подход ко всем, ровное, гуманное отношение к своим ученикам – это все очень важно. Поэтому, конечно, мои коллеги должны обладать огромным потенциалом профессиональных и человеческих качеств.

Учитель, с одной стороны, профессия классическая, с другой стороны, в постоянно меняющемся мире мы должны соответствовать современным требованиям. Иногда за ними угнаться очень сложно, потому что для выполнения этих требований необходимы и материальные затраты, и человеческий потенциал. Как учителю удается все сочетать и успевать – загадка.

Ведь нужно готовиться к уроку, изучать нормативную базу, необходимые документы, разбираться в веяниях содержания системы образования, посещать курсы, встречаться с коллегами, участвовать в конкурсах, разрабатывать авторские программы, любить своих учеников, общаться с их семьями. А самое главное – постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Это непросто.

– А воспитание своих учеников входит в задачи современного учителя?

– Конечно, мы не можем обучать и не воспитывать, и не можем воспитывать и не обучать. Образовательный процесс как раз и является союзом обучения и воспитания. Они должны всегда идти параллельно. Сказать о том, что школа не воспитывает, а обучает, дает только образовательную доминанту – это было бы неправильно.

Потому что, прежде всего – это процесс воспитания, еще классики педагогической науки это признавали. И тогда на это благодатное поле рационально ляжет знание. И все вместе даст действительно положительный результат.

– Каким образом учитель может воспитывать в формате урока?

– Любой урок имеет 3 цели: обучающая, развивающая и воспитательная. Изучается тема на уроке: «Итоги, цена победы, результаты Второй мировой войны», и в это же время учитель ставит целью формирование у ребенка ответственного отношения к истории и памяти предков, чувства сострадания и гордости за свою страну.

Он должен донести этот урок так, чтобы ребенок запомнил не только факты, события, даты, но и проникся темой. Любой урок, любая встреча с учителем несет воспитательную нагрузку. Кроме того, воспитывать можно своим примером. Например, учитель никогда не должен себя скомпрометировать, ни при каких обстоятельствах.

Это очень непростой труд – быть учителем. Поэтому будущие учителя должны понимать, что на них ложится задача не просто получить высшее образование, но и быть всю жизнь наставником для тысяч своих учеников, нести перед ними ответственность, всегда быть готовым к самообразованию. Труд учителя – это очень высокое мастерство.

– Как обстоят дела с развитием инклюзивного образования? Это ведь требует дополнительной подготовки от педагогов…

– На сегодняшний день уже 30 учреждений имеют качественные условия для инклюзивного образования. Мы в инклюзию входим уже пятый год. Это, наверное, правильно. Потому что готовы к инклюзии должны быть не только школы, но и родители, а также сами дети, те, которые обучаются, и те, которые придут обучаться.

Кроме того, мы сохранили сеть коррекционных учреждений, так как понимаем, что у нас должны быть учреждения, где созданы оптимальные условия для того, чтобы обучать детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но, тем не менее, мы понимаем, что есть дети с ограниченными возможностями здоровья, которые могут обучаться в общеобразовательных учреждениях наравне со всеми. В течение 5 лет, постепенно, количество таких детей в школах увеличивается.

Мы ведем активную работу в этом направлении: создаются условия по программе «Доступная среда», проводится обучение педагогических кадров. В институте развития образования уже в течение 4-х лет реализуются модули, которые готовят педагогов к работе с особыми детьми, но в условиях общего класса.

– Каким вы видите будущее профессии учителя? Смогут его когда-нибудь окончательно заменить высокие технологии?

– Нет, эта профессия будет востребована всегда. Я думаю, что значимость и роль учителя в обществе будут только возрастать. Даже в условиях цифровизации образования ничто не заменит труд и роль педагога.

Я считаю, что это та специальность, которая будет только совершенствоваться. Да, она потребует новых сил и умений от человека, но она никогда не изживет себя.. Потому что, учитель – это не просто носитель информации, это человек, ведущий за собой.  Тот, кто ведет ученика по жизни, по образованию и в дальнейшем будет для него ориентиром и примером. Поэтому эта специальность никогда не исчезнет.

– Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в этот праздник?

– Мне бы хотелось пожелать всем, прежде всего, здоровья, душевных сил, самообладания, счастья их семьям, а также новых творческих открытий, громких достижений и гордости за результаты своих учеников.




Сетевое издание «Вечерний Магадан». Регистрационный номер ФС77-73952 присвоен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 12.10.2018. Главный редактор Наталья Альбертовна Мифтахутдинова. Учредитель: муниципальное автономное учреждение города Магадана «Медиахолдинг «Вечерний Магадан».

 Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с письменного согласия редакции.
Редакция не несет ответственности за материалы, размещенные пользователями.

Порядок обработки персональных данных на сайте.

Электронный адрес evenmag@citylink.ru 

Телефоны: главный редактор - 620478, приемная - 627412 

СДЕЛАЛ AIGER