Интервью с Владимиром Серкиным, автором книги «Хохот Шамана» (18+), преподавателем Высшей Школы Экономики. Он родился в 1955-м в Якутске, преподавал в Магадане, потом перебрался в Москву. Автор цикла книг о Шамане, углубил и исследовал проблемы синдрома отложенной жизни и современной эзотерики.
В разговоре с «Вашими ушами» (16+) Владимир Серкин рассказывает, как не поддаваться упадническим настроениям и принять факт своей смертности.
– Здравствуйте! Спасибо, что пришли. Перечитали сегодня вашу книгу и обратили внимание, что вы делаете большой акцент на связи человека с природой. Человечество активизировалось и создает много экологических движений, пытаясь остановить то, что называют «глобальным потеплением». Как вы думаете, это действительно проблема или это очередной цикл, через который Земля постоянно проходит?
– Судя по средствам массовой информации, мы сейчас осознаем, что деятельность человечества вносит большой вклад в потепление климата. Судя по тем же средствам, есть люди, которые говорят, что это просто геологические и временные колебания. Я не согласен ни с теми, ни с другими специалистами.
– Не заметили ли вы в этот приезд в Магадан, что лето очень теплое?
– Да, сейчас становится постепенно теплее. Я не знаю, говорил ли на прошлом интервью. Я помню времена, когда некоторые травы не росли. На той же тропе, о которой говорили в прошлый раз, Сабельник болотный появился лет 10 или 15 назад. Белые грибы по пути к бухте Березовой появились лет 10 назад, лисички – лет 20 назад. Я точно помню эти сроки, потому что постоянно там хожу. Еще лет 10 назад я встречал преподавателей геологического факультета, которые раньше водили студентов на полуостров Старицкого на практику, а сейчас перестали. Я спросил одного из них. Он ответил: «У нас в Магадане на Старицкого мерзлота ушла вглубь, и мы туда больше не водим студентов для ее изучения».
– То есть, кроме негативных эффектов, есть и плюсы, если появляются новые виды трав и грибов.
– Некоторые люди даже в пожарах видят плюсы, говорят, что после них чуть-чуть другая фауна, чуть-чуть другие травы и так далее. Слава Богу, Земля – большой организм. Что-то компенсируется, что-то изменятся.
– Вам не кажется, что Земля хочет немножечко изжить человечество?
– Чем дольше мы живем, тем больше узнаем, что человечество существует совсем недавно. Лет 45 назад я учился в московском университете, на уроке антропологии мы изучали, что человек существует 60000 лет, а сейчас мы говорим уже о миллионах лет. Человечество тоже меняется. Мы знаем учение о разных расах. Сейчас мы, например, 5-я раса. В «Тайной доктрине» (18+) Е. Блаватской речь идет о том, что нам на смену начала приходить 6-я раса. О предыдущих, атлантах и лемурийцах, вы слышали. Человечество сейчас насчитывает несколько миллиардов. Оно само на себя влияет. Как и любой вид, который слишком расплодился.
– Если апокалипсис начнется, то мы живем у Христа за пазухой. Здесь станет только теплее и комфортнее. Много пустой и неосвоенной территории. Наш регион может снова ожить, если сюда побегут люди, спасаясь от пожаров и потопов?
– Да. Я удивляюсь, почему нет такой туристической рекламы: «Хотите отдохнуть в нормальной температуре? Приезжайте летом в Магадан». В Москве летом месяцами стоит +30 градусов. В этом смысле нашему региону становится комфортней. В 2022 году, к сожалению, гусеница напала на лиственницу на трассе. В предыдущие годы такого не было. Это связано с тем, – что стало теплее. Я знаю, что биологи из Владивостока и Магадана изучают это явление. Самое главное, на что все надеются, что зимой все само вымерзнет. Когда я был в Магадане в пионерлагерях в 60-е годы, два раза в неделю летали самолеты и все опыляли. Уже с годов 80-х я этого не видел. Положенную сейчас территорию опылением не возьмешь. Это задача биологов – думать об этой защите.
– Я думаю, мы можем сделать такую рекламу. На зиму можно уезжать в Москву, работать там, а летом возвращаться сюда. И море прогревается до комфортной температуры. Люди даже в Нагаево купаются. Да и в плане смены картинки. Замечаю, что нашему поколению тяжеловато дается зимовка. У многих обостряются депрессивные настроения из-за отсутствия витаминов, цвета на улице. Например, недавно ко мне приезжал друг. Он тоже находился в довольно загруженном состоянии и сетовал, что он не может найти смысл для себя вставать с кровати. Ничто не кажется ему нужным. Я пытался его ободрить, повел на сопку, но ему это не помогло. Я хотел бы вас спросить, что можно сейчас посоветовать людям, чтобы улучшить свое состояние?
– 50 лет назад, когда мне было 16, у меня был один смысл, а сейчас сильно другой. Хотя некоторые вещи сохраняются, но он меняется. Общесмысловые: семья, дети, родители. Сильно поменялись смыслы социальные. Более того, то, что казалось важным в те годы – или сбылось, или кажется неважным. Я думал в 26 лет: «Хорошо будет, если я когда-то в жизни напишу книгу, учебник». Сейчас я тоже не против, если сил хватит, но это уже не те смыслы, из-за которых я бы вставал с постели. Так что смыслы будут меняться. Не всем пригодится мой совет, но есть периоды, когда нормальный взрослый человек, тем более мужчина, должен вставать независимо от смысла и решать текущие задачи. Хочется, не хочется, есть смысл или нет – надо решать. Если он это будет делать неотступно, то смысл появится для него. Состояние дисперсии тоже пройдет.
– Мне понравился способ, который описан в вашей книге: «Сесть у белого листа бумаги, сфокусировать внимание полностью на жизни и в течение часа пытаться выстроить линию».
– Это хорошо написано у Г. Гурджиева, техника называется «Остановка». Она применятся для решения проблем. Не для жизненного смысла, а для конкретней проблемы: «Как мне построить отношения с Натальей?» или «Как мне все-таки начать потихоньку зарабатывать?» Для таких пойдет. При хорошей подготовке эта техника годится и для определения смысла. Повторять ее надо хотя бы раз в год, потому что то, что кажется смыслом сейчас, будет с годами меняться.
– Вы бы не могли рассказать на своем примере, как смысл трансформировался у вас?
– Я родился в 1955 г. В 1971 г. мне было 16 лет. О смысле я особо не думал. Казалось, что правильно будет, когда встану на ноги, жениться и завести детей, семью. Думаю, большинство нормальных людей так и думают. Даже и сейчас. Потом обыденные задачи: поступить в институт, окончить его, получить диплом, сделать что-то еще. Сейчас мне это не кажется осмысленным, просто проблемы. Но для нормальных молодых людей это осмысленно. Кроме тех, кто сейчас находится под влиянием средств массовой информации. Потом были смыслы, продиктованные внешне. Кандидатскую, докторскую защитить, увеличить зарплату, что-то купить. Смыслы, которые продиктованы внутренне. Исходя из того, что я хочу сам. Внутренние смыслы никак внешне не поощрялись и долгое время не принимались. Например, когда я написал первую маленькую книжку в 55 страниц «Хохот шамана» (18+) в 2001 году, большинство людей не хотели ее читать, говорили: «Зачем тебе это нужно? Ты хочешь выделиться, выпендриться». Я сам не мог ответить на вопрос, зачем мне это нужно. Как-то пошло течение, сейчас я этим занимаюсь 5 дней в неделю хотя бы по 15 минут. Общечеловеческие смыслы остаются. Дети, внуки растут. Насколько могу, хочу, помогаю решать проблемы. Я уже 16 лет пенсионер, рано или поздно на пенсию выгонят. Я только прошел конкурс, в ближайшие годы не выгонят. Смысл сейчас оставаться бодрым, писать, творить, чтобы студенты любили. Они любят не за что-то, а за то, что ты к ним по-человечески относишься и работаешь так же. Когда человек постарше, он задумывается: «Когда-то ты будешь умирать». Еще не родилось ни одного человека, кто бы не умер. Даже Будда Шакьямуни, хоть он и просветленный был при жизни, он тоже в свое время лег и умер, кажется, в 80 с чем-то лет. Поэтому твердо и спокойно смотреть на это, спокойно это принять.
– Наш прошлый гость, молодой предприниматель Андрей Ливенцов, задал вам вопрос: «Какой у вас эталон человека?»
– Спокойный, твердый человек, по возможности приносящий людям и своему окружению пользу. Мы только что говорили о смерти. Повторю, о ней можно не думать лет до
50-ти. Человек, который все больше и больше понимает и смысл жизни, и смысл смерти, и то, зачем он живет и зачем он умер. Никто еще не родился из тех, кто не умер.
– Что, на ваш взгляд, может помочь с этим осмыслением? Человеку нужно просто заглянуть в эту бездну или есть какие-то инструменты?
– Могу пошутить, что если долго смотреть в бездну, бездна начнет смотреть в тебя. Если тебе повезло и у тебя ясное здоровье, а следовательно сознание, то держись и иди дальше, готовься к этому. Многие сейчас считают, что существует перевоплощение. 350 миллионов буддистов на Земле. Многие считают, что человек начинает жить в других формах, это помогает. Эта идея еще идет от русского космизма. К. Циолковский, Н. Федоров говорили о том, что человек будет жить в пространстве, но не в человеческом теле. Они тогда, в 19-м веке, еще не знали слова «плазма». Я думаю, что в плазменном. В общем, понимай и иди спокойно вперед. Многие говорят, что НЛО сделано из плазмы, шаровая молния.
– Вы считаете, что НЛО существует? Вы с ними сталкивались?
– Считаю, что существует, причем очень разные. Начиная от видов шаровых молний, заканчивая видами искусственных аппаратов. С шаровой молнией приходилось сталкиваться. Просто светящийся шар, который движется. Он может вас задеть и не будет болезненно, а может вас и сжечь. Интересовался этим лет в 30. Я до психолога учился на физика. У нас куратором группы был Федор Сергеевич Булкин. Он рассказывал, что у него на даче в Подмосковье шаровая молния разрядилась в бочку с водой. Он был физик и к бизнесу не стремился, оклад у научных сотрудников все равно был один и тот же. Он побежал с градусником и замерил температуры воды, предполагая, что она такой же температуру, как на улице, замерил объем бочки и посчитал энергию. Он говорил о 6000 кВт. Мы спрашивали: «Сильно ли горячая была вода?» Он отвечал, что руку можно было опустить. Необъяснимые вещи, очевидно, встречались всем. Как-то раз, сидя ночью большой компанией на Березовой на берегу моря, видели, как мимо нас прошло что-то вроде шаровой молнии. Но что это было? Светящееся, большое, сантиметров 30 в диаметре. Я это видел, но что это – не могу сказать. Уже учась в аспирантуре на психфаке, был командиром стройотряда в Казахстане. Вечером, часов в 11, сидели на кухне и пили чай из стеклянных полулитровых баночек, забежали студенты, они были младше меня, говорят: «Володь, че там такое?». Выбегаем на улицу, а там в черном небе что-то светящееся ходит овалом. Практически на одном месте. Студенты взбудораженные, надо было их успокоить. Я сказал, что это что-то в Семипалатинске произошло. Но сам я до сих пор в этом не уверен. Даже если что-то взорвали на полигоне, почему оно ходило кругом по небу?
– Получается, наш мир можно познавать не только эмпирическим путем, но и духовным. Кажется, сегодня мир меньше уделяет внимание второму.
– Да, уже лет 20 у нас постнаука. Все больше внимания уделяется методам познания. Например, у нас в России в институте психологии РАН были многочасовые лекции с буддистами. Я не чистый приверженец, но многие вещи мне нравятся. Наука идет к обмену опытом. В народном творчестве, мифологии и даже у поэтов есть такие описания, к которым мы только сейчас приходим. Причем сами поэты могли не думать об этом. Помните, у Н. Гумилева: «Я знаю, что деревьям, а не намДано величье совершенной жизни,На ласковой земле, сестре звездам,Мы – на чужбине, а они – в отчизне». То есть я не знаю, говорил ли он правду, но каким-то поэтическим прорывом вдруг постигал проблему того, откуда мы взялись и что первично на Земле, а что вторично. Таких вещей много. Вплоть до смешных стихов И. Бродского: «Ты не скажешь комару:«Скоро я, как ты, умру».С точки зренья комара,человек не умира». Это тоже скорее некая постановка проблемы. Как комар воспринимает нас и как мы воспринимаем существа, которые живут в сотни раз больше нас. Если удастся чистая экзистенция, то есть просто жить и не думать о смысле жизни, то это, наверное, удачный вариант. Если ты философ или ученый, ты не можешь не задумываться. Например, этот камень, принесенный с берега моря, он круглый, обточенный. Его катало волной, может быть, тысячи или десятки тысяч лет. Он в этом смысле имеет свою эволюцию. Он точно был не такой формы, когда откалывался от скалы. Какой у него смысл? С нашей точки зрения – никакого. Он просто так существует. Есть такие люди, кто пришли к экзистенции, существованию. Есть книжка «Человек в поисках смысла» (18+)
В. Франкла. Он хороший автор, но в силу своей национальности в годы окупирования фашисткой Германии подвергался преследованиям по национальному вопросу. Он написал о том, как выживал в концлагере. Его вывод такой: выживали не самые злые и даже не самые сильные и здоровые, по его мнению, выживали только те, кто сохранял смысл. Причем не какой-то определенный, а любой: увидеть своих близких, когда все закончится; родить ребенка; встретить любимую женщину; религиозный смысл, кто с верой попал в концлагерь. По его мнению, чем больше у человека смыслов, тем лучше он выживает. Хотя бы в этом смысле смысл желательно иметь. Другое дело, я повторю, он будет меняться.
– Многие находят смысл в реализации проектов. Вы упомянули, что в начале вашего писательского пути вы написали небольшую книгу, и ваши знакомые вас особо не поддержали.
– Собственно, я и не нуждался в поддержке. Я, кстати, ее сделал здесь, в Магадане, за свой счет, в издательстве «Кордис». Я издал 400 экземпляров и пришел в книжный магазин «Знание». Директриса мне сказала: «Оставьте штук 10, посмотрим, как будет продаваться». Я больше к ним не заходил. Увидел, что ей совершенно неинтересно. Просто раздарил своим шапочным знакомым. Некоторые стали присылать отзывы: «Как интересно, пиши дальше». Были люди, в том числе и ближайшие коллеги, которые говорили: «Не понятно, зачем тебе это нужно».
– Вопрос от нашего слушателя Алексея Борисова: «Расскажите о вашем отношении к К. Кастанеде и его концепции «война».
– Когда К. Кастанеды еще не было в СССР, он мне дорого достался. Я купил первую свою книжку «Путешествие в Икстланав» (18+) после стройотряда за 80 рублей, а стипендия студенческая тогда была 40 рублей. Я его читал с огромным интересом и запоем. Это была даже не ксерокопия, а напечатанный на машинке в полуслепую через копирку пятый или шестой экземпляр. Я жил в ДАСТе МГУ и давал всем друзьям читать. Прочитал несколько страниц, даю им, они читают и передают другим. В один день у меня все фрагменты Кастанеды исчезли из комнаты. Потом я выяснил, что у всех друзей они исчезли. Мы поняли, что их не украли, их изъяли. На самом деле не было: «ты за водкой стоишь в гастроном, двое в черном стоят за углом». Такого засилья не было и не могло быть, потому что государство бы просто разорилось на офицерах КГБ. Но это был единственный раз в жизни, когда я встретился с этим воздействием. Для меня
К. Кастанеда стал еще более ценным. Мы с друзьями скинулись, купил еще рукописи. Я к нему относился года до 95-го с большим пиететом. И сейчас тоже, считаю это один из величайших писателей мистиков. Что касается концепции «война», я уже потом стал к этому спокойно относиться. Мне не нравиться жить в состоянии войны с миром… Мне скорей термин не нравится. К. Кастанеда не говорил о том, что это «война со всем миром». Он говорил больше о гармонии на стадии охотника.
– Нужно стремиться к гармонии с миром?
– Нет. Если у тебя есть враждебная ситуация, то ее нужно решать как воин. Но постоянно находиться в такой ситуации неестественно.
– У нас есть постоянный вопрос из одного слова: «Трасса». Вашу историю из прошлого интервью про кошку и то, как ее правильно делить, пока никто не переплюнул. Есть другие?
– Круче, чем с кошкой – нет. Она непридуманная, настоящая. В конце 90-х я впервые плавал с краболовами на плашке. Мы вечером сидели, пили чай. Экипаж небольшой, пять человек. Я пошел в туалет. Они говорят: «Только руку не отпускай». Я их даже не понял. А они ходили в туалет там, где винт, а от него светящийся след в темноте. Садишься над винтом, бортика там нет, но висит канат. Я сразу понял, что значит: «Руку не отпускай». Потом я через год услышал эту историю от местных молодых людей, которые рассказывали эту историю от 1-го лица.
– Ваш вопрос для следующего гостя.
– Чем, по вашему мнению, магаданцы отличаются от жителей других городов?
– Пожелания нашим читателям.
– Смысла и свободы. И классическое триединство: здоровья, счастья и удачи.