Вечерний Магадан

 «Мне нравится перевоплощаться!» Интервью с ведущим артистом драмы МГМДТ Александром Тарасюком

Сегодня гость нашего номера – любимец публики, ведущий мастер сцены Магаданского музыкального и драматического театра Александр Тарасюк. В преддверии Международного Дня театра мы узнаем как о закулисной жизни артиста, так и о его увлечениях, мечтах и стремлениях в жизни обычной.

– Александр, читателям «ВМ» будет, конечно, интересна Ваша биография!

– Я родился в Крыму, в поселке Кировское, но практически всю жизнь живу на Колыме.

– А сюда как из Крыма попали?

– Это все мама! (Улыбается). На Колыму она приехала в 1984 году по приглашению друга, на работу в больницу. Как все, на три года. Хотелось заработать денег на квартиру. Приехала сначала одна, на «разведку», а я еще год жил с бабушкой и дедушкой в Крыму. Потом забрала сюда меня. И вот, я благополучно проживаю здесь с 1985 года, с 3-х лет. Как рассказывали потом наши друзья, первое, о чем я спросил: «Дядька, вы маете сало, чи нет?», то есть, есть ли у вас сало или нет? Чем изрядно всех повеселил, конечно! Сначала жил в поселке Дебин, затем переехал в Магадан. Маму я перевез с трассы в Магадан, она давно уже пенсионерка, не работает, сидит дома и наслаждается, вяжет нам носочки, кофты, шарфы.

– А увлечение театром, конечно, появилось в школе?

– Да, все произошло в детстве. В Дебине ходил в детский сад, в школу, 11-летку, мое взросление прошло там. В 5 классе у нас появился новый классный руководитель – Елена Николаевна Сапецкая, и она решила организовать при школе театральную студию и провести небольшой театральный фестиваль «Театр, дети и мы». И вот, прошел первый фестиваль, всем понравилось, и мы решили продолжить его дальше. Первая моя роль – Солдат, который варил кашу из топора. Мы репетировали даже дома у нашей учительницы. Потом показали эту зарисовку, выиграли на конкурсе первое место и поехали с ней на районный конкурс в Ягодное. С тех пор актерское занятие мне понравилось, и я решил продолжать этим заниматься. Если получается, почему бы нет? И вот, с 5 по 11-й класс я принимал участие во всех театральных постановках, замечательных общешкольных праздниках, конкурсах. А потом, когда Елена Николаевна уехала, и появился другой классный руководитель, тоже заядлая театралка – Татьяна Григорьевна Мусницкая, она начала ставить целые сказки, в которых участвовала вся школа. И тогда меня это занятие вообще затянуло, полностью! Мы пропадали в театре до часу ночи, до двух! Сами шили себе костюмы. Мы даже поставили замечательную музыкально-фантастическую комедию «Эта веселая планета» (12+), помните фильм, где играли инопланетян Куравлев, Васильева и Крамаров? И мы до такой степени засиживались в школьном театре, что уже родители начинали звонить и спрашивать: «Где наши дети?» А мы отвечали: «Мы шьем костюмы, принесите нам, пожалуйста, поесть!». И когда меня в 11-м классе спросили, куда я буду поступать, я со стопроцентной уверенностью сказал – в театральный институт. К сожалению, или к счастью, мама не отпустила меня в Москву, побоялась большого города, и не было там знакомых, которые могли бы помогать мне первое время.

– Это были как раз «лихие 90-е» с переходом на непонятные «нулевые»…

– Да, это был как раз 1999 год. Я узнал, что у нас в Магадане есть училище искусств, нам сказали, когда приезжать на вступительные экзамены, что нужно сдавать. Мы с учительницей выбрали какой-то отрывок, помню, что на этюде я показывал «чемодан». Это было очень смешно и нелепо. К счастью моему, я поступил. Мы проучились год, и нам сообщили, что наше отделение закрывают. И на базе магаданского театра открывается филиал Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Нам сказали, что мы туда поступим без экзаменов. Но приемная комиссия, которая приехала в Магадан, сказала, что все поступают на общих основаниях. Может быть, во мне была какая-то наглая самоуверенность, но я ни капельки не сомневался, что поступлю. Поступающих было очень много, примерно 150 человек. Поступили только 20, и я в том числе. А помог открыть курс РАТИ первый губернатор области Валентин Цветков, который очень любил наш театр.

– Прекрасно помню ваш курс, первый и единственный в Магадане. Закончили обучение всего 11 человек.

– Да, закончили обучение, к сожалению, не все. В процессе учебы сначала «откололась» Кристина Петрова, потом уехала Лера Гончарук, еще одна девочка Ира Шелушинина ушла по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам – Танюша Стасюк, к великому горю совершенно нелепо погибла наша Маша Редькина…Но я успел с ней попрощаться, прервав свой отпуск и прилетев рейсом с подсадкой из Москвы…

У нас преподавали такие магаданские мастера, как народные артисты России Станислав Хомский и Ольга Седлецкая, заслуженный деятель искусств России Игорь Гуревич, заслуженная артистка ЧИАССР Светлана Михайлова, заслуженный артист России, артист оперетты Аркадий Касацкий, главный балетмейстер Юрий Абрамов, заслуженный артист России Александр Лазутин. Остальные педагоги приезжали к нам из Москвы, и мы тоже туда ездили на учебу. У нас была мастерская народного артиста России Бориса Морозова. Было очень много занятий по истории театра. Так что учиться было классно!

– Помню дипломную работу курса – замечательный спектакль «Слуга двух господ» (12+), который поставил Станислав Хомский.

– О да, это был 2003-й год. С этим спектаклем мы поехали в самую первую большую поездку на первый студенческий театральный фестиваль «Подиум». Там было много театральных школ, в том числе и зарубежных, и мы там показались очень достойно, заняв 4 или 5 место, могу это с гордостью сказать. У нас было 11 переаншлагов и 8 аншлагов, когда люди спрашивали лишний билетик! Вот примерно также, как было в этот Новый год со сказкой «Бременские музыканты» (0 +), когда люди перекупали друг у друга билеты. Это было шикарно!

Ребята после окончания выпуска РАТИ проработали пару лет в Магаданском музыкальном и драматическом театре, потом потихоньку разъехались. Сейчас кто во Владимире, кто в Москве, кто в
Сергиевом Посаде, кто в Канаде, кто сменил профессию и не стал больше заниматься театром. Интересная хохма была с Валей Ивановым, который поехал искать свое актерское счастье и в итоге приехал в Иваново.

– Сегодня из Вашего выпуска РАТИ в театре остались только Вы и Екатерина Пастухова.

– Да, нас только двое в нашем театре, и мы заняты во всем репертуаре. Меня часто приглашают и в оперетту, Катя занята в основном в драме.

– Но Катя никуда не уезжала. А Вы, Александр, было время, решили уехать из Магадана и даже успешно работали официантом! Расскажите об этом периоде.

– А это было связано с тем, что бывшая супруга захотела переехать на материк, в Белгород, поближе к маме, своей семье, и мы уехали. На самом деле я очень сильно не хотел уезжать, душа не лежала. Приехав туда, сразу пошел в Белгородский драматический театр. Меня прослушали, сказали, что все замечательно, но пока нет вакансий в театре, приходите на следующий сезон. А там было два театра. И я отправился в детский музыкальный театр. Меня взяли, отработал там два с половиной месяца, мы даже успели поставить сказку «Али-Баба и 40 разбойников» (12+), где я сыграл Джина. Но, к сожалению, наши семейные узы распались, и я уехал в Москву к друзьям. И стал работать официантом. Не ходил ни по кастингам, ни по театрам, потому что надо было элементарно оплачивать съемную квартиру и как-то жить. И там, кстати, у меня все было хорошо, карьера пошла в гору. Мне даже предлагали возглавить новый ресторан. Но тянуло домой, в свой театр, на Колыму. И вот, моя коллега и подруга Оксана Плиско, с которой все это время мы держали связь, наконец, уговорила меня вернуться домой. Я вернулся, вздохнул большой грудью и стал работать в любимом театре.

– Магадан – это судьба!

– В принципе, да. Но я считаю, что это тоже большой опыт, и он мне пригодился, Москва – очень жесткая, и она меня подзакалила. Там «хлеб за брюхом не ходит», там нужно работать. И если некоторые говорят, а где там найти работу, ее нет – ребята, вы просто лентяи, работы там полно. И если ты хочешь хорошо жить, то будешь работать.

– Вас часто занимают в спектаклях музыкального театра. Видно, что Вы там работаете с удовольствием, как и в драме.

– Ну, я там не пою, а, скорее, мелодекламирую, как я это называю. Когда мы учились в РАТИ, то народная артистка России Ольга Седлецкая преподавала у нас вокал. И мы, будущие артисты драмы, легкомысленно относились к этому – зачем нам вокал, у нас же слово главное! А Ольга Яковлевна нам и говорит: наоборот, ребята, вы поймите, что у вокалистов главное – слово. Самое главное, чтобы вокалиста было четко слышно со сцены. Этот урок я усвоил на всю жизнь, и это помогает мне теперь в музыкальном театре. Честно говоря, иногда я завидую белой завистью тем, кто умеет петь. Это так здорово! Мне очень нравится быть занятым в музыкальных постановках. Но это адский труд. На репетициях может пропасть голос, выходишь, выжатый, как лимон… Вообще, актерский труд не так легок, как кажется порой зрителю. Хор, артисты балета, оркестра, вокалисты, артисты драмы – у каждого большая ответственность за спектакль, и это большая коллективная работа. Мне нравится перевоплощаться. Бывают и комичные случаи. Например, в одной из недавних премьер «Бабий бунт» (12+) я играл Деда Захара, а мой знакомый, посмотрев весь спектакль, пишет мне потом по вотсапу: «А ты в спектакле-то был?». Он меня не узнал! Это самая большая похвала для актера. У меня много было серьезных работ, но одна из последних в спектакле «На краю света» (12+) Радиона Букаева принесла мне серьезный творческий рост и успех. И коллеги подходили, и зрители. Я выхожу после этого спектакля полностью опустошенным, я физически теряю на нем полтора килограмма веса… Но это так здорово, когда зрителям нравится твоя работа, когда они готовы по нескольку раз смотреть один и тот же спектакль! А еще мне нравится в сказках играть отрицательных персонажей, злодеев, это просто кайф! Недавно я поставил сказку «Муха-Цокотуха» (0+), попробовал себя в качестве режиссера. Кажется, получилось. А вообще, театр – это мой дом, моя любовь.

– Александр, у Вас есть еще одна любовь – это дочь София. Она не хочет пойти по стопам отца?

– Дочке уже 13 лет, она у меня красавица! Постоянно созваниваемся, всегда на связи. Каждое лето мы с женой Анастасией ездим в отпуск и берем ее с собой на отдых. Жена тоже служит в нашем театре, она балетмейстер. Думаю, по моим стопам дочери еще рано идти, вот пытался отдать ее на танцы. Но она пока играет на укулеле. Некоторые актеры говорят, например, да не дай Бог, чтобы дочь или сын пошли по моим стопам! А я говорю – да дай Бог! Пусть идет, если нравится! Почему я должен это запрещать? Это же ее выбор. Она очень общительная, даже театральная девчонка, но в данный момент пока не определилась, что ей нужно. Я вижу в ней себя, каким я был в детстве. Такой живчик – и в футбол, и попеть, и порисовать, и везде! Приучаю ее читать книги, а не сидеть в гаджетах.

– Поговорим о еще одном увлечении. Это промышленный альпинизм. Вам нравится испытывать адреналин?

– Началось все с того, что в 2008 году летом я ехал на машине в Магадане и увидел ребят-альпинистов, висящих на домах. Раз увидел, два. И тут мы идем в гости, и там был парень-альпинист. Он предложил поработать. Я согласился. Первое мое занятие с ним длилось часа три, я спускался с 9-го этажа! Вся жизнь у меня перед глазами промелькнула… Думаю, зачем я это делаю, это так опасно! Но вдруг я поймал этот адреналин, это так круто! Во-вторых, это занятие приносит очень хороший доход. Ну, и третье – очень приятно иногда повисеть и посмотреть на город с высоты птичьего полета, Магадан у нас очень красивый! Да и в Белгороде я занимался немного альпинизмом. Это был 34-й этаж – я посмотрел вниз, а там футбольное поле, как спичечный коробок! Вот где был адреналин! Я даже отучился на промышленного альпиниста, ездил специально в Новосибирск, сдавал экзамены, у меня есть диплом.

– Александр, знаю, что Вы очень любите готовить. А это увлечение откуда?

– От мамы! Однажды в 6-м классе я пришел из школы и захотел котлет. Звоню маме, она говорит: «Сын, я на работе, пожарь сам». И рассказывает, что нужно делать. Берешь мясорубку и т.д. Я накрутил этих котлет, не знаю, что там получилось, но угли на сковороде были точно. Я тогда это дело забросил. Прошло время. И в
10-м классе мама говорит: тебе скоро ехать поступать, а как же ты там будешь готовить? И научила меня. Единственное, я не дружу с тестом пока. Дома у меня супруга не готовит, этим занимаюсь я. А Настя очень вкусно готовит, но по праздникам, любит экспериментировать. У меня такая фишка – все в доме должны быть накормлены. Никогда нельзя жалеть еды. Мои друзья знают, что если даже что-то закончится, у меня всегда есть коронное блюдо – макароны. Просто обожаю готовить!

– А любимое блюдо какое?

– Окрошка!

– А хобби есть какое-то?

– Конечно! Я собираю тарелки. У нас в квартире есть большая стена на кухне, вот там у меня моя коллекция. Я вижу в соцсетях, куда едет мой знакомый, и прошу его привезти тарелочку. Сейчас их у меня 180. Также люблю беговые лыжи, езжу иногда на Снежку.

 

После нашего интервью у Александра был всего час, чтобы отдохнуть и снова пойти в театр на репетицию. А после этого была его яркая роль Дежурного тюрьмы в премьерном спектакле «Летучая мышь» (16+). Александр Тарасюк – прекрасный острохарактерный актер, а это самое сложное амплуа. Актер учится всю жизнь, выходя на сцену, в этом и суть профессии. И мы желаем Александру Петровичу новых творческих высот, актерского и режиссерского счастья!

Автор:

Наталья Алексеева

Фото:

автор и архив Александра Тарасюка