Уже ни для кого не является секретом, что в последние годы нашу страну захлестнула волна лжеминирования. Атакам «телефонных террористов» подвергаются не только столица и крупные российские города, но и отдаленные регионы, в том числе населенные пункты с численностью до 100 тысяч человек.
О чем сообщают
Как правило, сообщения о якобы заложенных бомбах поступали по телефону, но участились случаи, когда угрожающая информация стала приходить в письмах на электронные ящики различных структур и ведомств.
В основном анонимы пытаются «заминировать»: образовательные учреждения, вокзалы, аэропорты, торговые центры и другие места массового скопления людей. Цель их действий одна – вызвать панику, страх среди населения, чувство своей незащищенности и бессилия.
Но, к счастью, все сообщения заканчиваются одинаково – они оказываются ложными, а «минеров» привлекают к административной или уголовной ответственности. Конечно, потом лжеминеры на допросах пытаются перевести свои действия в розыгрыш, когда понимают, что наделали. Мол, их не так поняли, что это была шутка и вообще они за мир во всем мире. Но такие оправдания потом уже мало что значат.
Кто эти люди?
Соответственно, возникает вопрос, кто эти звонящие, желающие запугать людей и привлечь к себе максимальное внимание.
По словам психологов, таких шутников можно условно разделить на несколько групп:
– люди с психическими расстройствами (самая малочисленная группа). Они сообщают об угрозах на фоне пугающих галлюцинаций, «голосов в голове», бредовых идей;
– террористы, которые сообщают о минированиях, чтобы продвигать и реализовывать антисоциальные идеи. Террористами обычно становятся психопатизированные личности со склонностью к криминальным действиям;
– подростки. Как правило, это сами ученики школ, куда и поступают звонки о минировании. Они это делают из хулиганских побуждений на фоне психологических потребностей. Подросток пытается ощутить свою значимость, привлечь к себе внимание и заслужить уважение у сверстников. Мол, я сорвал уроки – я герой!
Но не стоит забывать, что возраст при таких действиях в глазах правоохранителей не учитывается, и за свои действия все равно ответить придется.
«За ложное сообщение об акте терроризма предусмотрена уголовная ответственность, которую несут вменяемые лица, достигшие 14-летнего возраста, то есть с этого возраста лицо может быть осуждено.
Материальную ответственность – возмещение ущерба, причиненного в связи с проверкой сигнала о террористическом акте, несут родители за действия своих детей, которые не достигли возраста уголовной ответственности.
Последствия противоправных действий для подростков заключаются в их постановке на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, что в дальнейшем отрицательно отражается на характеристике их личности.
Лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. Вместе с тем в случае, когда у несовершеннолетнего отсутствует свой источник дохода, ущерб должен быть возмещен его родителями (усыновителями) или попечителем», – рассказывает представитель пресс-службы УФСБ России по Магаданской области Надежда Белокопытова.
Не дети
Если говорить о лжеминерах, которые достигли совершеннолетия, то согласно статистике, так «шутят» в основном мужчины старше 30 лет, как правило, у них нет постоянного либо достойного источника дохода.
По словам психолога, эти люди обладают каким-либо психологическим расстройством. Ими преобладает желание хоть как-то заявить о себе. Сообщая о минировании, они понимают, что сеют вокруг панику и страх. И осознание себя суперзлодеем является для подобного типа личностей своеобразной энергетической подпиткой. Чаще всего они находятся в состоянии алкогольного опьянения.
«Согласно ст. 207 Уголовного Кодекса Российской Федерации за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, в зависимости от тяжести последствий противоправных деяний, предусмотрено наказание в виде штрафа, максимальный размер которого может достигать двух миллионов рублей, а также лишения свободы на срок до 10 лет», – рассказывает представитель пресс-службы УФСБ России по Магаданской области Надежда Белокопытова.
Непризнанные гении
В целом «телефонный терроризм» является своеобразной местью обществу, которое оказалось неспособным оценить «непризнанного гения». Появление в новостных лентах сообщений о минировании и эвакуации людей являются некоторой компенсацией для данных лиц.
Но таким «гениям» стоит все же помнить – пошутили ли вы, перепили или просто решили попугать – это неважно. Важно то, что за свои слова и действия вам рано или поздно все равно придется ответить, и отвечать вы будете не только рублем. А ваши угрозы и юмор, мы надеемся, что высоко оценят, но уже не здесь, а на зоне.